«Ты приди, жених желанный, во сретенье невесты» («Леха доди ликрат кала, пней шабат некабла»). Это первая строка молитвы, которую уже много столетий подряд на разные лады распевают евреи всего мира при встрече
Спасительный ядерный дождь
Цфат расположился на горе Кнаан, на высоте около 900 м над уровнем моря. Благодаря удачному географическому положению город на протяжении многих веков выполнял функцию наблюдательного пункта и форпоста
Немаловажную роль этот город сыграл и в новейшее время, в период
Арабов испугали залпы самодельной пушки , сконструированной Давидом Лейбовичем (
Небо под ногами
Все, кто когда-либо бывал в Иерусалиме, знают, что при подъезде к этому городу нужно некоторое время двигаться вверх. Неслучайно на иврите говорят не «приехать в Иерусалим», а «подняться в Иерусалим». То же и с Цфатом. Как мы уже говорили, он расположен на вершине горы. Из-за этого и воздух здесь особый. Говорят — самый чистый в Израиле. И вот, когда после довольно продолжительного путешествия по серпантину галилейских дорог, мы попадаем в этот запрятанный среди зелени город, то тотчас понимаем — нет ничего удивительного в том, что сюда приходили люди, тяготеющие не к земле, а к небу. В Цфате возникает ощущение непосредственной близости к высшим сферам — кажется, что они находятся не над городом, а в нем самом. В этих высокопарных словах нет преувеличения. Высокое всегда воспринималось жителями Цфата очень буквально — оно смешивалось со знакомым, бытовым, становилось частью повседневности.
В этом городе верят, что, когда придет
Каждому, кто попадает в Цфат, бросается в глаза обилие голубого цвета. В голубой здесь выкрашены заборы, ставни, двери, дома и даже швы между плитами на мостовых, так что небо оказывается не только над головой, но и под ногами. Говорят, что голубой помогает от дурного глаза и даже спасает город от козней дьявола : смотря на Цфат с высоты, злой дух принимает его за озеро, а потому всегда пролетает мимо. По другой версии, голубой привлекает
Это переплетение земного и небесного проявляется в Цфате во всем. Мы ощущаем это, гуляя по извилистым узеньким улочкам старого города, когда из укромных дворов обветшалых домов, где вполне может быть развешено стираное белье, неожиданно открывается вид вниз на
Каббала как особое видение мира
Как соединились в Цфате небесное и земное, так и прошлое города постоянно живет в его настоящем. И то, что мы здесь ощущаем, вполне согласуется со взглядами философов, принадлежавших к цфатской
Эти идеи принадлежат рабби
Однако Лурия был не единственным иудейским философом, приехавшим в Цфат в конце XV века. Дело в том, что в 1492 году из Испании были изгнаны все евреи, отказавшиеся принять христианство. Но Иерусалим в то время находился под властью турецкого султана, там стоял большой гарнизон, а еврейская община пребывала в упадке. Кроме того, Иерусалим был священным городом не только для иудеев, но и для христиан. Поэтому у многочисленных иммигрантов могли возникнуть трудности с обустройством на новом месте. Цфат же не обещал никаких неприятностей. Этот город и раньше славился своим гостеприимством. Например, именно здесь обрели приют некоторые священники, бежавшие из Иерусалима после его разрушения в 70 году войсками императора
Именно благодаря выходцам из Испании в Цфате началось бурное развитие культуры. Могилы многих из них до сих пор остаются местом массового паломничества. На старом кладбище Цфата похоронены Ицхак Лурия,
Однако серьезные занятия средневековых цфатских философов и богословов далеко не всегда касались чего-то отвлеченного и зачастую были обращены к вполне земной жизни. Так, один из наиболее почитаемых цфатских раввинов, Иосеф Каро, создал трактат под названием «
Расцвет духовной жизни превратил средневековый Цфат в настоящий «центр еврейского мира», по выражению Иосефа Каро. Верховный авторитет мудрецов Цфата признавался крупнейшими общинами Ближнего Востока и Европы. И раввины, и обычные люди приходили сюда за разрешением трудных вопросов. Здесь существовала первая на Ближнем Востоке еврейская типография, а в многочисленные
Город старинных синагог
О прошлом напоминают и старинные синагоги Цфата, которые до сих пор считаются главными городскими достопримечательностями. Во многих стаьях о Цфате говорится, что их отличительная черта заключается в обращенности не на восток, как это якобы принято, а на юг, поскольку считается, что Мессия придет в этот город именно с юга. Подобные суждения, наверное, можно объяснить желанием приписать Цфату все самое необычное, а также обилием легенд о городе и его жителях. Но на самом деле в расположении цфатовских синагог нет ничего особенного, так как, согласно предписанию, фасад синагоги должен быть повернут к Иерусалиму (а не к востоку), а в самом Иерусалиме — к Храму. Следовательно, ориентация цфатских синагог на юг совершенно естественна, ведь Иерусалим находится к югу от Цфата.
Самая старая синагога города называется Ха-Ари. Её постройку относят к 1522 году. Считается, что именно здесь чаще всего молился Ицхак Лурия. Это место он выбрал потому, что окна синагоги выходят на гору Мерон, рядом с которой похоронен бар Иохай.
Неподалеку отсюда находится ашкеназская синагога, тоже носящая имя Лурии —
А в синагоге, названной в честь иудейского книжника XV века
Говорят также, что после этого события свитки пытались перенести в другое место, однако все, кто участвовал в этом, на следующий же день умерли, что послужило предостережением — к свитку Абухава следует относиться с особенной осторожностью. Есть и предположения о том, что в одной из арок южной стены хранится