Рискованный бизнес
Главный виновник состоявшейся презентации, пятидесятисемилетний владелец транснациональной империи шел к вершинам бизнеса почти сорок лет. Его первым предприятием стало издание журнала, когда он ещё учился в школе. Нынешняя компания
Несмотря на блестящую карьеру, для консервативного делового мира Великобритании Брэнсон всегда оставался чужаком. Свои модные компании он учреждает с той же беспечностью, с какой Дональд Трамп (
Но теперь аэропорт Мохаве (
Так появилась новая компания, Virgin Galactic, и в ней Брэнсон вместе со своими партнерами — соучредителем Microsoft Полом Алленом (
«Мы хотим, чтобы сотни тысяч людей, мечтающих совершить космическое путешествие, смогли сделать это, — заявил Брэнсон на встрече с журналистами в Американском музее естественной истории в Манхэттене. — Хотя доллар и обесценился, $200 000 пока ещё дороговато для большинства людей. Но мы надеемся, что лет через пять после первых полетов цена сильно упадет».
Тем не менее в Virgin Galactic лежит уже более двухсот заявок, а сумма внесенных авансов составляет $30 млн. Среди них и мировые знаменитости — такие, как физик Стивен Хокинг (
Первые космические путешествия будут начинаться на космодроме в пустыне в штате Нью-Мексико. Каждый из них продлится два с половиной часа, включая пять минут невесомости. Полет будет проходить на высоте чуть более ста километров — атмосферы тут уже практически нет, то есть с технической точки зрения это уже космос, но выходить на околоземную орбиту корабль не будет, а вернется на место взлета, не замыкая виток вокруг Земли. В помещениях восемнадцатиметрового SpaceShipTwo, изготовленного из углеродных композиционных материалов, будет находиться шесть пассажиров и два члена экипажа. Салон выглядит примерно так же, как салон большого частного реактивного самолета, но с более высоким потолком. По обоим бортам — ряды иллюминаторов диаметром 45 см, из которых будет открываться вид на Землю.
Вывод корабля за пределы атмосферы производит двухфюзеляжный самолет-носитель WhiteKnightTwo — и тот, и другой были спроектированы Бертом Рутаном. Размах крыла у него 42 м, и он сможет нести космический корабль под центральной частью, между фюзеляжами. В соответствии с программой полета космический корабль отделится от самолета-носителя на высоте 15 тысяч метров и продолжит полет в космос в автономном режиме. Постройка самолета-носителя уже близится к завершению. На нем осталось установить четыре двигателя PW308 компании
За спиной конкуренты
И все-таки неправильно было бы думать, что Virgin Galactic — единственный участник новой коммерческой гонки в космосе. За ним по пятам идут весьма солидные конкуренты: европейская компания
Особенно хорошие шансы у компании
Только конкуренты пока не торопятся обгонять лидера. Вот когда (и если) Virgin Galactic благополучно откроет «мост в космос» «для пешеходов», вслед другие инвесторы рванутся за ним. Брэнсон уверен, что дело найдется для всех. Его-то самого интересуют не дешевые запуски спутников и не выращивание кристаллов в невесомости. Его стихия — черная икра в хрустальной вазочке, космические костюмы от лучших дизайнеров, членство в престижном клубе
Переделанный бизнес
Название для своего бизнеса Брэнсон придумал, когда ему был всего 21 год. Дело не в том, что до тех пор у него не было опыта в общении с девушками, (virgin по-английски «девственник»), а в том, что у него до тех пор не было опыта в ведении бизнеса. Сохраняя ключевое слово при расширении своей империи, Брэнсон, очевидно, хотел подчеркнуть, что в душе по-прежнему остается «девственником».
Первая авиакомпания, названная им Virgin Atlantic, взмыла ввысь, но взмыли ввысь и долги Virgin Group. Кризис наличности 1992 года вынудил Брэнсона продать Virgin Music, а полученный в результате сделки $1 млрд. использовать для финансирования новых рискованных проектов, в том числе авиакомпаний в Европе и Австралии , железных дорог в Великобритании и компании мобильной связи Virgin Mobile.
Переход из индустрии развлечений в сферу транспорта и путешествий вдохновил Брэнсона на ряд отчаянных подвигов, ставших его визитной карточкой. Приключения под логотипом Virgin были связаны, как правило, с большой скоростью и высотой. В их числе установление рекорда скорости пересечения Атлантики на моторной лодке, первый трансатлантический перелет на воздушном шаре Virgin Atlantic Flyer, наполненном горячим воздухом, а затем и перелет через Тихий океан из Японии в Канаду. Наконец, в 1999 году Брэнсон предпринял попытку совершить беспосадочное кругосветное путешествие на воздушном шаре. Летя на восток, он сумел покрыть расстояние от Марокко до Гавайев . В 2005 году Брэнсон выступил уже в качестве спонсора первого одиночного беспосадочного кругосветного полета без дозаправки, совершенного Стивом Фоссетом (
Таким образом, подготовка к кругосветному полету имела гораздо более важные последствия. Когда в 2003 году один из летчиков компании Virgin прилетел в Мохаве, чтобы узнать о ходе строительства самолета, он заметил накрытый брезентом SpaceShipOne. Новость заинтересовала Брэнсона, который ещё за десять лет до этого зарегистрировал название своей компании для ведения бизнеса в сфере космического туризма. Последовали переговоры между Брэнсоном, Полом Алленом и Бертом Рутаном. Они закончились успешно, и SpaceShipOne уже именно Брэнсон отправлял в его первый полет.
Конечно, Virgin Galactic более рискованное предприятие, чем обычно бывает у Брэнсона. Никто не знает, насколько большим будет рынок частных полетов в космос и что произойдет, если космический корабль с астронавтами-любителями на борту не сможет вернуться на Землю. Проблеме безопасности поэтому уделяется особое внимание. В частности, космический корабль будет оснащен гибридным двигателем. В традиционных ракетных двигателях применяется испаряющееся жидкое топливо или твердое топливо, которое может взорваться от малейшей искры. В двигателе Рутана сочетаются оба подхода, в результате чего двигатель работает более стабильно. Жидкое топливо — сжатая закись азота, веселящий газ. Твердое — твердая резина, которая не взорвется, как бы сильно вы её ни пинали. Таким образом, у него получился самый безопасный ракетный двигатель в мире.
У Ричарда Брэнсона есть огромное преимущество: он может оснастить двигателями свою мечту. Полеты в космос дают Брэнсону шанс сделать то, о чем мечтают многие преуспевающие бизнесмены: оставить след в истории. «Космические путешествия, доступные частным лицам, открывают новую эру в истории человечества, — заявил он в одном из своих интервью. — Мы выйдем на орбиту; мы полетим на Луну. Этот бизнес не имеет границ». Открыв космос для частных лиц, Брэнсон сможет добиться своего. «Space is virgin territory (Космос — девственная территория)», — сказал однажды Брэнсон, словно опробовав новый рекламный слоган.