Девять типов стартовых комплексов, одиннадцать монтажно-испытательных корпусов, два аэродрома, заводы, подстанции, сотни километров трубопроводов, кабелей, железных и шоссейных дорог — огромное хозяйство, разместившееся на площади почти в семь тысяч квадратных километров. Это и есть легендарная космическая гавань Байконур . Не один час времени порой уйдёт на то, чтобы добраться от одной площадки до другой. Ошибаются те, кто представляет себе Байконур всего лишь как большой аэродром с установкой для запуска ракет. Байконур — это целый мир. Некогда — новый и дивный, а сегодня, увы, заброшенный и позабытый.
Всего полвека назад на этом месте была голая степь и ни одного крупного поселения. Строительство первого в истории человечества космодрома началось в январе 1955 года , когда здесь высадился взвод военных строителей из Аральска . Уже через неделю на станцию Тюра-Там стали приходить эшелоны с техникой и рабочими, и не было этим эшелонам числа — на строительство полигона, предназначенного для испытания разработок в области космических технологий, были брошены серьёзные силы.
Освежить в памяти вехи истории освоения космоса людьми можно, гуляя по залам музея истории космонавтики на Байконуре — здесь собрана уникальная коллекция фотографий, документов, технических экспонатов, макетов и личных вещей космонавтов. Признаться, побывать в этом музее — большая удача: до Байконура путь неблизок, да и попасть сюда не так-то просто, нужно оформлять специальный пропуск.
Под коммунистической луной
Первый стартовый комплекс, объект 135, начали строить в июне 1955-го. За рекордные сроки, всего полтора года, удалось возвести монтажно-испытательный корпус, в котором собирали и испытывали ракету Р-7 конструкции
Небольшой металлический шар с четырьмя «усиками» разной длины завис в конце выставочного зала на фоне звёздного неба. Этот шарик — не что иное, как модель первого искусственного спутника. 4 октября 1957 года в 22 ч 28 мин по московскому времени с Байконура стартовала модифицированная ракета Р-7, которая и вывела на орбиту спутник. Всего через десять минут после старта, кружа на высоте в 228 км над Землёй, он посылал всему миру своё знаменитое «бип-бип».
Чтобы сделать полный оборот вокруг Земли, уходило 96 минут. За те 92 суток, что спутник подавал сигнал, он успел облететь нашу планету более 1400 раз, после чего сгорел в плотных слоях атмосферы.
Какой урон престижу США нанёс этот метко заброшенный в космос советский шарик! В Америке проекты по запуску спутника разрабатывались чуть ли не всеми видами вооружённых сил, и постоянно анонсировалось, что вот-вот это важное событие произойдёт. В первые дни Штаты были попросту охвачены паникой — спутник
Полёт советского спутника видел весь мир, посылаемый им сигнал мог поймать любой радиолюбитель в любой точке земного шара. Значение этого события трудно переоценить — с этого началась, в общем-то, космическая эра человечества.
Вот это им арбуз!
Космическая гонка была в разгаре, теперь уже шла речь об амбициозном проекте по подготовке к отправке в космос человека. Какая напряжённая атмосфера царила в те годы, легко понять, читая воспоминания участника тех событий, конструктора
Наконец зазвучали такие волнующие, известные всему миру позывные Москвы. И голос срочно доставленного в студию Левитана: «Говорит Москва, работают все радиостанции Советского Союза…» Левитан читал с таким пафосом, что мы переживали каждую фразу, словно только от него узнавали о «подготовке полёта человека в космическое пространство».
Неделину очень понравилось уточнение, которое в коммюнике внес КВЦ по результатам расчёта: «В 7 часов 38 минут по московскому времени советский корабль-спутник прошёл над Парижем…. В 10 часов 36 минут по московскому времени корабль-спутник пройдет над Нью-Йорком». Неделин восторженно нам пояснил: «Вот почему задержали выход в эфир! Никита Сергеевич сейчас в Париже, надо было его разбудить и предупредить! Вот это им арбуз! Над Нью-Йорком — это им ещё арбуз!
Мало кто знает, что до первого полёта человека в космос там успели побывать не только животные, но и Иван Иванович. Именно так окрестили на космодроме манекен человека после его первого успешного возвращения на Землю. Для того чтобы отправить человека в космос, нужно было обеспечить его благополучное возвращение . Решено было сконструировать специальную капсулу, которая будет приземляться с помощью парашюта. Вот используя манекен, и отлаживали работу стреляющего механизма и парашютных систем.
Второе своё путешествие Иван Иванович совершил уже в компании Белки и Стрелки. Забавная, кстати, байка ходит по поводу этих собак. Рассказывают, что за день до старта одна из них сбежала. Ответственным за мероприятие не оставалось ничего другого, как поймать в степи похожую и отправит её в космос вместо беглянки. После того как полёт благополучно завершился, на космодроме родилась шутка, что каждая байконурская собака — это потенциальный космонавт.
«Человек в космосе!!! Ура!!!» — пройти мимо этой восторженной записи, появившейся в журнале 12 апреля 1961 года, невозможно. Пожелтевшие страницы, чёрные чернила, шесть восклицательных знаков... Запись жирная, фраза обведена несколько раз. Нескрываемая радость дежурного вполне понятна и объяснима. Однако — не по уставу, так что провинившийся был наказан.
Пиццу заказывали?
Рассказ экскурсовода о
Более того — космонавт № 2 проспал сеанс связи с Землёй. В установленное время он просто не ответил на позывные штаба. Должно быть, это были совсем не простые тридцать семь минут тишины. Только представьте себе, что в это время творилось в центре управления полётом — Титов пропал в космической бездне! После этого происшествия был оформлен заказ на незамедлительную разработку космического будильника.
С особым интересом посетители музея разглядывают и стенд с космической едой . Если технические подробности всех этих «Протонов», «Циклонов» и «Буранов» интересны ограниченному кругу посвящённых, то еда — то, что понятно каждому. Тюбики с надписями, разноцветные консервные банки, герметичные прозрачные пакеты аккуратно выложены на полках, как в продуктовом магазине. Солянка, борщ, запеканка, творог, омлет с куриным мясом, жаркое, орехи , чернослив, курага…
В общем, не голодают на орбите. К тому же сейчас меню космонавтов расширяется — пребывающие на МКС стараются привезти привычные им блюда. Дошло уже до того, что специалисты по питанию из университета Чепмен (
Вообще, музей на Байконуре не похож на остальные, здесь очень весело. Так, к примеру, добравшись до последних залов, где собраны фотографии и вещи многих космонавтов, мы узнали о курьёзах космического масштаба. Оказалось, что первого польского космонавта зовут вовсе не Мирослав Гермашевский. Вообще-то, он Хермашевский (
Трагедии на старте
Увы, не обошлось в истории Байконура и без трагических страниц. Им в музее посвящены отдельные стенды. 24 октября 1960 года во время испытаний на заправленной ракете Р-16 конструкции академика Михаила Янгеля сработал дренажный клапан запуска второй ступени. Ракета взорвалась на старте, загорелось более двухсот тонн ракетного топлива. Участник тех событий, ведущий конструктор по электроиспытаниям Ким Ефремович
И вдруг до нас донёсся какой-то сильный беспорядочный грохот, похожий на взрывы. Мы вбежали в пультовую и увидели офицеров Ф. Ларичева, В. Тарана и наших инженеров В. Пустовова и В. Бабийчука (они контролировали ход предстартового набора схемы), совершенно бледных, с обезумевшими глазами. Я бросился к перископу и увидел, как на пусковом столе вся в огне пылает наша ракета. Картина была страшная. Через какое-то время в бункер вбежали несколько военных в обгоревшей одежде. Мы стали стаскивать с них обугленные лохмотья.
Ракета Р-16 должна была стать ядерным щитом страны, её разрабатывали в кратчайшие сроки. Решение о первом пуске не отменили даже тогда, когда на стартовой позиции в ней были обнаружены серьёзные неполадки. В результате взрыва погибла почти сотня человек, задействованных в испытаниях. Ещё около пятидесяти получили ожоги и ранения. Лишь благодаря счастливому случаю не погиб сам конструктор — Янгель отошёл покурить за бункер. Эта пагубная привычка, по сути, сохранила ему жизнь.
Ровно через три года, 24 октября 1963 года, на Байконуре снова погибли люди — на этот раз из-за пожара в ракетной шахте площадки № 70. На двухступенчатой ракете Р-9А в качестве топлива впервые использовался переохлаждённый кислород и керосин. Шахта была загазована большим концентратом кислорода, из-за искры возник пожар, унесший жизни семи испытателей. После этих двух случаев на космодроме 24 октября не проводилось никаких пусковых и испытательных работ, этот день на Байконуре объявлен днём траура.
Буран на автомате
Перед зданием музея стоит габаритный макет «Бурана». Каждый желающий может залезть внутрь и даже посидеть на месте пилота. Впрочем, на «Буране» экипажа не было. Свой первый и единственный космический полёт, к которому готовились более двенадцати лет, он совершил 15 ноября 1988 года — полностью в автоматическом режиме.
Проект «Буран-Энергия» приследовал две цели: закрепить ведущее положение СССР в освоении космического пространства и лишить потенциального противника в лице американцев технического преимущества — многоразовой транспортной космической системы «Спейс-Шаттл». «Буран» и «Спейс-Шаттл» были принципиально новыми техническими средствами доставки на околоземные орбиты и возвращения на Землю крупных грузов.
Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Это был первый в мире полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю под управлением бортового компьютера. Ещё одна победа, экспонат, который с гордостью можно выставить на технологической витрине мира. Однако в 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993-м с развалом СССР и в связи с недостатком финансирования программа и вовсе была закрыта.
Невозможно не испытать чувство гордости, побывав в музее истории космонавтики на Байконуре. Однако дальнейшим пунктом в нашей программе было посещение площадок космодрома. Признаться, в этот момент начинают терзать сомнения — настоящий ли это космодром или, может, возят для отвода глаз журналистов да любопытствующих по всяким маловажным или вышедшим из строя объектам. Увы, нет. Эти груды ржавого металла и есть Байконур сегодняшнего дня.
Взять хотя бы историю с тем же «Бураном». В 2002 году единственный поднимавшийся в космос советский корабль многоразового использования «Буран» и его ракету-носитель «Энергия» завалило в монтажно-испытательном корпусе № 112 —
Следующий пункт — стартовый комплекс, на котором проходили испытания «Бурана-Энергии». Если бы не люди с инструментами, которые вяло перемещались по площадке, у меня не осталось бы никаких сомнений, что комплекс давно списан и заброшен. Разве можно, будучи в здравом уме, принять эти покрытые ржавчиной громоздкие металлические конструкции, унывно поскрипывающие от мощных порывов степного ветра, за составляющую крупнейшего в мире космодрома?
За нами увязался американский турист — по всей видимости, большой поклонник космоса. Девушка, которая путешествует с ним, со мной согласна: «Да ты что! Не может быть, чтоб это был космодром. Это ж просто груды гниющего металла».
Конечно, у экспертов есть свои методы оценки, но у такого непросвещённого в космических вопросах человека, как я, при виде всего этого закрадываются подозрениия, что Байконур уже достиг момента физического и морального износа технологического оборудования.
После распада СССР космодром стал собственностью Казахстана , Россия арендует его до 2050 года, выплачивая Астане ежегодно более сотни миллионов долларов . Новая стартовая площадка «Восточный» на Дальнем Востоке , первый запуск с которой уже запланирован на 2015 год, — это наша серьёзная претензия на космическую независимость. Так что ничего удивительного, что работающих на космодроме и жителей города сегодня больше всего волнует вопрос: что же станет с Байконуром, когда русские уйдут?