Дети — цветы жизни.
Эту поговорку мы знаем с малых лет и воспринимаем за аксиому. И когда сталкиваемся с жизненными ситуациями, нарушающими сей короткий тезис, впадаем в оторопь. Неужели эта ромашечка помогла умереть родной маме?! Неужели этот пиончик по собственной воле сделал калекой товарища?!
Но прочитав (или посмотрев) «Республику ШКИД» полузабытых ныне писателей Григория Белых и Алексея Пантелеева (или попросту встретившись с подобным в реальности), начинаем понимать: заглавная поговорка — вовсе не аксиома. Это теорема, которую еще требуется доказать. А доказательство может быть и не найдено — это зависит от личности доказывающего, от его характера, воли, наклонностей, целей. Целей экономических, политических, нравственных…
Но кем могут стать выжившие невинные младенцы, если господам взрослым пришла в голову идея бомбардировать ими (младенцами!) дьявольские полчища, прорывающиеся в горний мир? (Для бесов кровь невинных — как концентрированная серная кислота для человека.)
Что делать этим детям, если альтернативой — только смерть, а они по сути своей — вовсе не пионеры-герои?..
И поднимется ли рука — бросить в них камень? Кто из нас без греха?..
Добро можно сделать только из Зла.
Обратного пути нет: Зло сделать из Добра невозможно (иначе это было и не Добро вовсе). Своего рода анизотропное шоссе, по которому необходимо пройти. И для цветов жизни дорога эта, ведущая в Мегидо, усыпана отнюдь не розами (простите за каламбур!)…
Впрочем, главный обитатель горнего мира по определению всесилен, а значит, способен на все. В том числе — и превратить Добро во Зло. Ради собственной потехи (что хочу, то и ворочу); во искушение (ну-ну, посмотрим, устоите ли); или с иной какой целью, вообще неподвластной человеческому разуму.
Вот только оправдывает ли его такое всесилие?.. Как оно соотносится с совестью — не с божеской, с человеческой?..
Да, дети — цветы жизни.
Но только в том случае, если их выращивают в цветнике. В иных обстоятельствах из них вырастает порой нечто совсем иное…