Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ненаука

25 апреля 2008

Отрывок:

В давней и недавней истории можно легко найти имена людей, послуживших примером неординарного мышления или внесших значительный вклад в различные области знания, хотя они и не были профессионалами. Например, имя Сократа давно стало синонимом мудрости. Но если бы он жил в период борьбы с так называемыми тунеядцами, то его довольно быстро сослали бы за сто первый «афинский» километр, зачислив в злостные бездельники, потому что, кроме хорошо подвешенного языка и умения логично рассуждать, у него никакой иной профессии не было. Но, видимо, то, что он умел, он делал настолько хорошо, убедительно и последовательно, а выводы были столь неожиданными, что опешивший суд приговорил его к бокалу смертельно ядовитой цикуты, дабы своими нетрадиционно звучащими речами он не развращал молодежь и не отвлекал ее от преклонения перед гордой Спартой. Правда, уже много столетий его считают родоначальником особого метода отыскания истины — так называемого сократического метода и древнегреческих философских школ, созданных его учениками и последователями.

Или Николай Коперник, который между составлением гороскопов, что было его основным способом зарабатывания хлеба насущного, сформулировал основные положения гелиоцентрического строения Солнечной системы, опровергнув геоцентрическую систему Птоломея. Если переместиться поближе к нашим дням, то можно вспомнить монаха Менделя, открывшего законы генетики, известного композитора Александра Бородина, получившего первое фторорганическое соединение — фтористый бензол и разработавшего оригинальный метод получения бромзамещающих жирных кислот, не менее известного писателя и поэта Иоганна Гёте, автора трагедии «Фауст», известного также своими работами «Опыт о метаморфозе растений» и «Учение о цвете». Об изобретателях и говорить излишне! Томас Алва Эдисон, например, не имел никакого специального образования, но зато у него был удивительно пытливый и изобретательный ум. Он автор свыше тысячи изобретений, среди которых первый звукозаписывающий аппарат, усовершенствование телеграфа, телефона и лампы накаливания до уровня их практического использования, открытие явления термоэлектронной эмиссии и многое другое.

Эти наугад выбранные примеры из многих десятков подобных, казалось бы, убеждают в том, что иногда, особенно если обратиться к истории, непрофессионалы совершали серьезные открытия в науке и эпохальные изобретения, лишь много позже признанные официальной наукой! Иногда они были просто любителями и почти всегда дилетантами в той области, на развитие которой претендовали их результаты. Против этих фактов бессмысленно спорить, и они могут создать впечатление, что и сегодня для серьезных прорывов в науке и технике не всегда нужны специальные условия, глубокие знания и подготовка. Так может быть, все разговоры о торсионных полях, микролептонах, ясновидении, телекинезе, левитации, источниках энергии с фантастическим КПД, методах нетрадиционной медицины, экстрасенсах, «связи с космической энергией» и т. д. не столь уж беспочвенны? Однако люди, среди которых «много членов-корреспондентов и мало просто корреспондентов», называют подобные претензии и утверждения лже- и антинаукой, вред которой очевиден: насаждение невежества и разбазаривание ресурсов. Начиная с ХХ века, непрофессионально сделанные открытия становятся все менее вероятными, потому что, как пишут академики Е. Б. Александров и В. Л. Гинзбург [1]: непрерывное накопление знаний делает совершенно неправомерными привычные исторические аналогии, когда, оправдывая очередной псевдонаучный вздор, вспоминают, как кто-то великий в прошлом веке не поверил в чью-то «сумасшедшую идею» и оказался неправ... Возможно, это было верно на заре науки, когда никто ничего не знал. Но сегодня заслуживает внимания лишь та гипотеза, которая согласуется с имеющимся огромным достоверным знанием. Чем дольше развивается наука, тем больше она накладывает ограничений на фантазии в отношении фундаментальных гипотез. Но антинаука-лженаука тоже «совершенствуется», масштабы ее притязаний и, соответственно, причиняемый ею вред возрастают. Причем дело не только в бессмысленной трате ресурсов на внедрение заведомой галиматьи, но и уровне оболванивания людей, который также растет благодаря доступности СМИ и девальвации в общественном сознании тех титулов, званий и должностей, которыми прикрываются некоторые лжеученые и которые, по идее, являются формальным подтверждением уровня и заслуг человека в реальной науке.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения