Отрывок:
Словосочетание «Вертикальная эволюция» на первый взгляд звучит тавтологией: мы, вроде бы, знаем, что эволюция — это движение вверх, развитие и прогресс. Но приспособление к окружающей среде происходит главным образом при помощи частных изменений. Все рыбы, несмотря на удивительное разнообразие форм, стоят практически на одном и том же уровне организации, а вот рыбы и млекопитающие — это уже разные уровни.
Вертикальная эволюция — скачкообразный переход на более высокую, принципиально иную ступень развития, возникновение нового класса живых существ — случается не так уж часто, но, случившись, принципиально изменяет картину биологического мира.
Считается, что таким радикальным изменениям подвержены не специализированные, в своем роде совершенные, эволюционные формы, а выражаясь фигурально, «необработанные заготовки», своего рода «уродцы эволюции». Нынешние млекопитающие получились вовсе не из нынешних амфибий, а нынешние амфибии — вовсе не из нынешних рыб, поскольку и те, и другие прекрасно приспособлены к своей среде.
В ХХ веке вертикальная эволюция человечества стала излюбленной темой фантастов. Первое, что вспоминается, — «Конец детства» Артура Кларка: печальная и величественная история гибели человечества — и возрождения его на новом, космическом уровне.
У Кларка масштаб вертикальной эволюции был воистину галактическим: человечество превратилось в «чистую энергию», освободилось от материальной оболочки и слилось с другими мыслящими расами в единое Сверхсущество. Практически Бога, для которого нет границ ни во времени, ни в пространстве.
Для фантастики, впрочем, такой результат может стать не только «концом истории», но и концом самой фантастики; писать о приключениях «чистого разума», сколь угодно могущественного, трудно — слишком мало у него точек соприкосновения с человечеством… Да и в сюжетном смысле — о чем писать, когда все ограничения снимаются?
Поэтому фантасты обычно пишут о «сверхлюдях». То есть о тех же людях, но обладающих какими-то немыслимыми для нас способностями. Телепатией, телекинезом, ясновидением…
Здесь есть на чем строить сюжет. Большинство сюжетов построено на том, что либо «сверхлюдей» травят и преследуют — как в «Хризолидах» Джона Уиндема, либо травят и преследуют они — как в романе «Тигр! Тигр!» Альфреда Бестера. Возможна и третья ситуация — когда сверхлюдей не замечают, принимают как должное — как приняли в американской глубинке странную семейку Хобгенов… Фантастическая литература отдала богатую дань этой теме — настолько богатую, что сейчас нужно очень хорошо подумать, прежде чем решиться ее разрабатывать вновь…
Аркадий и Борис Стругацкие, затронувшие почти все ключевые для фантастики ХХ века темы, конечно, не могли миновать тему «вертикальной эволюции». Эту тему они разрабатывали в разных произведениях и под разными углами зрения; можно сказать, что она для Стругацких оказалась одной из главных.