Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Колонка дежурного по номеру

26 октября 2007

Новое в жизни и в искусстве, бывает, прорастает незаметно, опираясь на плечи предшественников, но иногда возникает как бы из ниоткуда, взрывая привычные каноны и, вроде бы, не имея предшественников. Это вполне соответствует эволюционному и революционному пути развития каждого процесса.

Но в обоих случаях распознать новое трудно. Даже когда оно появляется по принципу «вдруг откуда ни возьмись», нужно еще удостовериться, насколько оно подлинно. На это уходят годы, в спорах стареют поколения. И все равно остаются скептики, утверждающие, что «Черный квадрат» Малевича — всего лишь холст с нарисованным сажей квадратом, а не новый шаг в искусстве.

И всё описанное совершенно нормально, так происходило веками, новаторство эволюционистов и революционеров проходило тернистый путь непризнания, закалялось в спорах поколений, пока не утверждалось в качестве новой ступени в искусстве.

Так было, пока искусство не стало коммерческим и не обрело статус товара, который нуждается в рекламе. И тогда выяснилось, что для утверждения нового совсем не нужны годы сомнений и споры специалистов и любителей. А достаточно выложить некоторую сумму, за которую средства массовой информации объявят о рождении гения и сразу вознесут его на пьедестал.

Это не отменит споров, но споры эти уже потеряют свое былое бескорыстие в желании выяснить истину, а станут как бы дополнением к неистовой пиар-кампании, утверждающей «новую эстетику». Даже если ты этого не хочешь и споришь из любви к искусству.

Так были созданы имена, которые сегодня на слуху, но называть я их не буду, дабы не подливать масла в огонь того же пиара.

«Раскрутка» — этого слова не было в искусстве еще двадцать лет назад. Мне возразят, что раскрутка была, хотя слова не было. Да, реклама была всегда. Но нынче ее количество породило новое качество «раскрутки», благодаря которому «раскрутить» можно любое фуфло, были бы деньги. Раньше не было таких денег, не было таких каналов информации, да и искусство, как правило, не было массовым.

Мы наблюдаем торжество фуфла и бабла над добром и даже злом, ибо зло всё же не фальшиво.

Такие мысли возникли у меня при чтении романа Г. Прашкевича и А. Калугина «Деграданс», окончание которого вы прочтете в этом номере, а также при взгляде на экран, где происходил очередной концерт «Фабрики звезд».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения