Отрывок:
ЖИТЬ ИЛИ ВЫЖИВАТЬ?
Разница между понятиями жить и выживать в обществе — почти очевидна. «Жить» — вести интеллектуально осмысленную и насыщенную позитивными эмоциями жизнь, лишенную суетливой подозрительности и страхов, с оптимистичным и доброжелательным отношением к окружающим, желанием бескорыстной самоотдачи, не испытывая постоянной тревожной заботы о материальном благополучии и т. п., а не существовать в узко биологическом смысле, воспринимая, например, только надежную работу собственного кишечника. Также и «выживать» означает не тягостное ожидание клинической смерти по неизвестной причине, а тоскливое и монотонное существование, с рутинными заботами и с непрерывной боязнью не сорваться с достигнутого жизненного уровня в состояние полной нищеты. То есть разница между понятиями «жить» и «выживать» такая же, как между умением чувствовать себя в воде, как в родной стихии, и барахтаньем — судорожным и отчаянным, лишь бы удержаться на поверхности. Поэтому большинство, наверно, согласится, что жить предпочтительнее, чем выживать! Но менее очевидно, что эта разница определяется не столько конкретными условиями жизни, сколько психологической установкой, создаваемой представлениями, прививаемыми в первые годы после рождения. Поэтому одной из задач формирования человека, вступающего в жизнь, является выработка продуманной и сознательной жизненной позиции — составляющей полноценного мышления, а просвещение и профессиональная ориентация лишь должны на нем базироваться. Человек, обладающий такой позицией, уже сам решит: принимать окружающее таким, каким он его застал при рождении, или менять. Вопреки этому, формирование мышления происходит стихийно, а просвещению и профессионализации посвящается львиная часть детства и юности, становясь так называемой «подготовкой к жизни» в обществе. Это следствие того, что все представления, структуры и связи, существующие в обществе, считаются уже законченными, неизменными и независимыми от человека! Новому поколению предназначается лишь быть готовым наиболее безболезненно влиться в уже существующее общество, играть по уже существующим правилам, и стать такой же незаметной его частью, как вода, впитавшаяся в песок. Именно поэтому сегодняшняя «подготовка к жизни» — вне зависимости от типа учебного заведения — фактически сводится только к дрессировке приемов общения, обязательных для сосуществования в социуме, и в усвоении минимального набора мозаичных знаний, облегчающих конкурентоспособность на рынке труда. О благотворности конкуренции для роста экономики сейчас не говорит только ленивый, но при этом почему-то замалчивается, что любая конкуренция отличается от соревнования тем, что всегда предполагает исключение проигравшего из жизни или из определенной сферы деятельности! Конкуренция напоминает бой гладиаторов на арене цирка, которая ныне называется «рынком труда», но где, как и в глубокой древности, решается вопрос о праве на жизнь! Если, например, конкурируют два производства и одно из них выходит из бизнеса вследствие того, что оно не выдержало конкуренции на рынке, то исчезает из жизни не просто одна из частей общего производственного механизма. Одновременно лишаются работы и средств к существованию, а значит, и места под солнцем иногда десятки человек, а иногда и десятки тысяч — все зависит от размеров производства. Вспомните, например, проблему жителей поселков или малых городов с единственным градообразующим предприятием — шахтой, заводом, фабрикой, фермой и т. п., которые сочли неконкурентоспособными, и прекратили производство!