Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Колонка дежурного по номеру

1 августа 2007

Вот уже более пятнадцати лет, с тех пор, как был отменен цензурный диктат, в нашей стране наблюдается фантастический бум. Фантастический в обоих смыслах – и в том, что издается фантастика, и в том, что издается она в сказочных количествах.

А ведь в ту пору, когда цензурный диктат ушел в прошлое, многие (и автор этих строк в том числе) посчитали, что теперь фантастика умрет. Ведь для нас тогда сей род литературы был привлекателен прежде всего тем, что своим эзоповым языком позволял обойти цензурные рогатки.

Жизнь опровергла наши опасения – фантастика расцвела пышным цветом. В данном случае я не касаюсь качества издаваемых произведений: в конце концов, по закону Старджона девяносто процентов сочиняемого (в том числе и в так называемой Большой Литературе) – дерьмо.

Так чем же объяснить феномен фантастики?

Вышеупомянутая «эзоповость», как мы убедились, в качестве основной причины не проходит – бум начался именно тогда, когда она перестала быть востребованной. Другое объяснение – стремление читателя уйти от осточертевшей действительности в вымышленные миры (так называемый эскапизм). Объяснение, имеющее под собой почву. Многие вообще не умеют жить настоящим, и все их мысли и чувства пребывают либо в прошлом (когда они были моложе), либо в будущем (когда сбудется, наконец-то, их главная мечта).

Однако есть, на мой взгляд, и еще одно объяснение. Человек – существо по своей природе свободолюбивое. Даже люди с рабской психологией мечтают о свободе (другое дело, что когда она вдруг приходит, они не знают, что с нею делать). Но душа их пронизана тягой к свободе, ибо иначе и жить незачем.

Фантастика, в первом приближении, - и есть литература свободы. Миры, живущие по законам, придуманным автором; герои, действующие по собственным жизненным установкам и непременно достигающие своей цели… Это во втором приближении оказывается, что и миры живут по божеским законам (просто созданным опосредованно, через автора), и герои подчинены человеческой психологии, но иллюзия свободы настолько велика, что такую литературу нельзя не любить. Не случайно, кстати, в тоталитарных обществах фантастика находится под прессом власти…

В общем, каждое объяснение имеет право на существование. И пока всякий находит в фантастике свое, она не умрет. Что бы там не утверждали ее завистники и ненавистники…

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения