Пять лет назад, в начале мая 2002 года, на ежегодном конвенте фантастов Интерпресскон состоялась презентация пилотного номера журнала Полдень XXI век. Тогда, пожалуй, никто, начиная с нашего мэтра Бориса Натановича Стругацкого и кончая последним новичком, не верил, что это надолго.
Но вот прошло пять лет.
Мне не хочется подводить итоги, потому что никаких итогов еще нет. Есть процесс, в котором мы все участвуем и который обнаруживает разного рода тенденции, как положительные, так и отрицательные. Положительное в нем то, что фантастика за прошедшее десяти-пятнадцатилетие превратилась из литературной Золушки в гранд-даму, формирующую вкусы новых поколений и отодвинувшую на задворки презренный реализм, по крайней мере по количеству изданий и тиражам.
Это же является отрицательным. Смотря что мы хотим увидеть.
Фантастики много это хорошо или плохо?
С точки зрения любителей жанра, воспитывавшихся на ксерокопиях неизданных Стругацких, это хорошо. Есть выбор.
С точки зрения читателя с широким кругозором и развитым вкусом это не просто плохо. Это ужасно.
Именно фантастическая литература последнего времени создала стойкое убеждение, что писать фантастику может любой человек, начитавшийся этой самой фантастики. Так оно, в общем, и происходит. Это автоматически низводит литературу как искусство в разряд ремесленного занятия.
На Интерпрессконе в этом году продавались книги одного солидного издательства. Выложенные в ряд лежали несколько десятков одинаковых по стилю оформления кирпичей, различав шихся только фамилиями авторов. Некоторые были мне знакомы, большинство нет. Эти продукты поточного производства не хотелось читать и даже брать в руки, ибо стереотип убивает душу.
Все это я написал к тому, что главный редактор нашего альманаха, как мне кажется, более других видит опасные контуры этого джинна, выпущенного из бутылки. И старается по мере сил ему противостоять.
Там же во время перерыва ко мне подошел человек и спросил:
Объясните, о чем пишет Хуснутдинов? Я ничего не понял. Разве это фантастика?
Это был самый лучший комплимент Полдню.