Фото №1 - Таинственный свет
Фото
Rick Wilking / Reuters / Pix-Stream

Оман. Голубые светящиеся волны словно отражают звезды в небе над Оманом. Подобные ночные свечения хорошо известны жителям побережий теплых морей. Иногда они бывают слабые, едва заметные глазу, но иногда в воде разыгрываются настоящие огненные представления, завораживающие своей красотой и таинственностью.

В течение столетий свечения морей оставались величайшей загадкой, которую пытались объяснить наличием в воде частичек фосфора. И только в 1753 году естествоиспытатель Беккер сумел разглядеть с помощью увеличительного стекла одноклеточные организмы, обитающие в каплях воды и отвечающие яркими вспышками света на любые раздражители. Светящихся одноклеточных назвали ночесветками, хотя еще долго не верили, что столь крохотные создания (около 2 мм в диаметре) способны вызывать явления таких масштабов.

Благодаря открытию ночесветок был расширен перечень организмов, обладающих способностью к свечению, однако само явление биолюминесценции уже было известно науке. Как выяснилось, в природе не существует производящих свет растений, но есть светящиеся грибы, животные и бактерии.

Среди животных биолюминесценция главным образом распространена среди морских существ — кораллов, кальмаров, каракатиц, глубоководных медуз и рыб. Таким образом обитающие на глубине животные приманивают на свет пищу. Кроме того, биолюминесценция — неплохое средство защиты, которое с помощью вспышек помогает отпугивать врагов. Не менее важную роль свечение играет и в налаживании связей среди животных, позволяя представителям одного вида распознавать друг друга.

Илона Терехова