Фото №1 - Море дыма
Фото
NASA / Jeff Schmaltz, LANCE / EOSDIS MODIS Rapid Response Team, NASA GSFC

Густую пелену дыма над водами Гренландского моря запечатлел спектрорадиометр MODIS , установленный на борту научно-исследовательского спутника NASA Aqua . Сезон пожаров в Арктике в этом году был особенно интенсивным. Огонь охватил более 3 млн акров леса в Канаде и не меньшую площадь на Аляске.

Торфяные почвы, характерные для заболоченных районов и областей вечной мерзлоты, состоят из частично разложившихся растительных остатков, поэтому легко воспламеняются и, как правило, тлеют, а не горят открытым огнем. И если при небольших пожарах дым чаще стелется над поверхностью земли, то при обширных возгораниях он поднимается в верхние слои атмосферы и способен «путешествовать» на значительные расстояния.

Между тем ученые опасаются, что сильные пожары в Арктике изменят климат на планете. После сгорания пласта смешанных с почвой мха, веток и иголок «защиты» от прямых солнечных лучей у вечной мерзлоты не остается. А вечная мерзлота, как известно, настоящее «хранилище» углерода. При ее таянии огромные запасы этого химического элемента высвобождаются в атмосферу в виде метана, усиливая дальнейший рост температур.

Наталья Травова