Космический телескоп «Гершель» (Herschel Space Observatory), запущенный Европейским космическим агентством (ESA) в мае прошлого года, получил снимки области активного звездообразования в созвездии Орла. «Звездная колыбель» находится на расстоянии 1 тыс. световых лет от нас и содержит около 700 зарождающихся светил, сообщает Science news.

Примерно 600 объектов находятся на ранних стадиях формированиях и представляют собой уплотняющиеся облака пыли и газа. Между тем, около сотни объектов уже близки к запуску термоядерной реакции и, соответственно, к превращению в звезду. Уникальность снимков, сделанных «Гершелем» 16 декабря этого года, заключается в том, что ранее астрономам не удавалось наблюдать эту холодную и темную область, скрытую пылевыми облаками. Телескоп смог «разглядеть» ее в инфракрасном спектре. «Гершель» наблюдает также 14 областей активного звездообразования в Млечном пути.

По современным представлениям, звезды проходят шесть стадий формирования . Началом процесса служит уплотнение темного межзведного облака. Предположительно, «спусковым крючком» этого механизма служит взрыв соседней сверхновой , разлетающееся вещество которой воздействует на газопылевое облако. В следующие 100 тыс. лет происходит быстрое сжатие ядра будущей звезды, а затем еще 50 млн лет происходит медленное сжатие. Так называемая протозвезда формируется в течение последующих 100 тыс. лет, в течение которых образуется также протопланетный диск. Предпоследний этап, формирование очень молодой звезды, занимает 50 млн лет. В итоге рождается молодая звезда, окруженная планетной системой.