Профессор Митчелл Бегельман (Mitchell Begelman) из Колорадского университета (University of Colorado) и астрофизик Марта Волонтери (Marta Volonteri) из университета штата Мичиган (University of Michigan), США , выдвинули гипотезу, объясняющую происхождение сверхмассивных черных дыр в ранней Вселенной. Согласно этой гипотезе, черные дыры формировались в газовом коконе звезд-гигантов с массой в миллионы раз большей солнечной. Исследование готовится к публикации в ежемесячном издании Британского Королевского астрономического общества (Monthly Notices of the Royal Astronomical Society).

Как считают Бегельман и Волонтери, образование сверхмассивных черных дыр происходило в два этапа. На первом этапе происходило накопление вещества звездой-гигантом со скоростью около 1 массы Солнца в год. Диаметр такой звезды мог достигать границ Солнечной системы. Поскольку прирост вещества в ней шел гораздо быстрее, чем у звезды меньшего размера, «зародыш» черной дыры также был массивнее. На втором этапе сформировавшаяся черная дыра начинала поглощать звездную оболочку и росла еще быстрее. Однако плотный газовый «кокон» не позволял мощному рентгеновскому излучению черной дыры рассеять окружающее вещество.

При остывании газа ниже критической точки, излучение прорывало газовую оболочку и рассеивало ее, высвобождая черную дыру с массой в десятки тысяч раз больше солнечной. «Если наша гипотеза верна, мы имеем объяснение тому, как гигантские черные дыры в ранней Вселенной могли образоваться за относительно короткий срок. До недавнего времени считалось, что они формировались исключительно путем слияния черных дыр с меньшей массой», – говорит профессор Бегельман. Ученые надеются, что космический телескоп имени Джеймса Уэбба (James Webb Space Telescope), который начнет работу в 2013 году, подтвердит или опровергнет их гипотезу.

В январе этого года группа американских астрофизиков из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology) выяснила, что сверхмассивные черные дыры могли появиться раньше галактик , в которых они находятся. А в 2008 году финский астроном Маури Валтонен (Mauri Valtonen) из обсерватории Tuorla сообщил об открытии самой крупной из всех существующих черных дыр . Гигантский объект под номером OJ287, находящийся на расстоянии 3,5 млрд световых лет, примерно в 18 млрд раз тяжелее Солнца.