Ученые Европейского ядерного центра (European Organizationfor Nuclear Research, CERN) произвели запуск Большого адронного коллайдера (LHC, БАК ), впервые после 14-месячного ремонта. Коллайдер не только показал отличные тестовые результаты, но также вызвал столкновение двух встречных потоков частиц. Это событие, произошедшее в понедельник, не было запланировано в программе тестов, а должно было стать частью дальнейших экспериментов, сообщаютTelegraph и AP.

Напомним, что БАК был запущен 10 сентября 2008 года, однако через девять дней его работы произошла утечка жидкого гелия , использующегося для охлаждения сверхпроводящих магнитов. Причиной аварии стал перегрев электрического соединения, что привело к поломке 53 магнитов (из 1 624). Ученые планировали повторно запустить БАК через два месяца после аварии, этот срок затем неоднократно передвигался.

По словам Рольфа Хойера (Rolf Heuer), директора CERN, столкновение частиц, произошедшее в понедельник, было побочным эффектом тестов. Оно произошло на низких скоростях и не представляло угрозы для работы установки. Напротив, оно продемонстрировало ее возможности и отличную работу контролирующих систем. «В ближайшее время мы не будем производить разгона частиц до высоких скоростей, мы будем действовать осторожно, как водитель за рулем нового автомобиля», – пояснил он.

Главная задача экспериментов, которые будут проводиться на БАКе, – смоделировать состояние Вселенной спустя доли секунд после Большого взрыва. Для этого необходимо разогнать частицы до максимально высокой энергии и проникнуть в мир тяжелых частиц. Большой адронный коллайдер позволит изучить неведомый ранее мир частиц с массой около 1 ТэВ. Физики уверены, что именно в этой области масс будет обнаружен предсказанный теоретически, но до сих пор неуловимый бозон Хиггса, дающий ключ к пониманию слабых и электромагнитных сил.