Аппарат «Кассини» (Cassini), находящийся на орбите Сатурна с 2004 года , зафиксировал самый мощный и длительный шторм на этой планете за всю историю наблюдений, пишет Space Fellowship. Сатурнианская гроза началась еще в середине января этого года на 35' южной широты, в так называемой «Штормовой аллее» – области планеты, где нередки сильные циклоны. Протяженность грозового фронта достигает 3 тыс. км, а мощность электрических разрядов молний превышает земные в 10 тыс. раз.

«Грозы на Сатурне удивительны не только по своей силе и длительности, но также и потому, что дают нам возможность изучить строение ионосферы планеты, – говорит доктор Георг Фишер (Georg Fischer), сотрудник Австрийской академии наук (Österreichische Akademie der Wissenschaften, ÖAW). – Радиоволны, испускаемые во время шторма, пересекают ионосферу и улавливаются антеннами «Кассини», что позволяет измерить степень ионизации в отдельных областях атмосферы». Наблюдение за сатурнианскими грозами ведет команда астрономов из Австрии , США и Франции .

«Причина, по которой мы видим молнии именно в этом регионе, до сих пор неясна, – поясняет доктор Фишер. – Возможно, только на этой широте в атмосфере происходит мощная вертикальная конвекция облаков водяного пара, которая так же, как на Земле, приводит к электрическим разрядам. Это также может быть сезонным явлением. В свое время аппарат «Вояджер» зафиксировал грозы вблизи экватора. Теперь же, когда Сатурн прошел точку равноденствия 11 августа, мы видим, что грозы вновь смещаются к экватору из более низких широт».

Сатурн, вторая по величине планета Солнечной системы, не перестает удивлять ученых. Так, инфракрасные снимки 2007 года подтвердили существование на планете вихря шестиугольной формы , что для атмосферы с концентрическим распределением вещества крайне необычно. В прошлом году на Сатурне было замечено двойное полярное сияние , вызванное, вероятно, потоком заряженных частиц с какого-то из 60 спутников. А совсем недавно астрономы из США и Великобритании выяснили, что сутки на Сатурне короче на 5 минут , нежели считалось ранее, и составляют 10 ч 34 мин 13 сек.

Ближайшее к Земле небесное тело, Луна, также полно загадок. Японский зонд «Кагуя» (Kaguya), завершивший свою работу в марте этого года, обнаружил большое количество анортозита на стенках лунных кратеров. Эта магматическая порода, встречающаяся и на Земле, считается одной из самых древних. Судя по ее высокой концентрации, на ныне холодной Луне некогда существовал океан жидкой магмы, пишет Nature.