Три международные группы ученых обнаружили, что шизофрения и маниакально-депрессивный психоз (биполярное аффективное расстройство) развиваются на основе одинаковых генетических дефектов. До сих пор считалось, что эти заболевания совершенно разные, пишет The Independent.

В общей сложности специалисты исследовали 15 тыс. больных и почти 50 тыс. здоровых пациентов. Как выяснилось в итоге, риск возникновения заболевания зависит от тысяч крошечных мутаций – однонуклеотидных полиморфизмов (SNP), каждый из которых повышает риск возникновения шизофрении на 0,2%. Все мутации в целом ответственны как минимум за треть случаев заболевания.

Примечательно, что одинаковый набор вариаций в SNP связан и с шизофренией, и с маниакально-депрессивным психозом. Ответить на вопрос, почему тогда у одних пациентов развивается шизофрения, а у других – биполярное расстройство, ученые пока не могут. Возможно, некоторые вариации генов, связанные с шизофренией, локализуются в части генома, контролирующей иммунную систему. Существует также связь между недугом и вариациями ДНК в генах, отвечающих за рост нейронов и формирование молекул белка, способствующего передаче сигналов между клетками мозга.

Шизофренией сегодня заболевает каждый сотый житель планеты. «Вокруг Света » рассказывал, что дети, чьи родители начинают страдать от депрессий через несколько недель после рождения чада, в два раза чаще имеют поведенческие и эмоциональные проблемы в дальнейшей жизни. У детей депрессивных отцов в подростковом возрасте появляются нервные расстройства и мысли о суициде. Тинейджеры, у чьих родителей диагностирован маниакально-депрессивный психоз, в десять раз чаще прочих наследуют это заболевание и в три-четыре раза чаще заболевают другими психическими недугами.

Психическими расстройствами чаще страдают левши. Ответственность за это несет особый ген LRRTM1, который видоизменяет развитие асимметрии в головном мозге. Присутствие этого гена в цепочке ДНК в небольшой степени увеличивает риск развития шизофрении.

Кстати, очевидной является и связь гениальности и психических расстройств , «букет» которых включает в себя маниакально-депрессивные психозы, шизофрению, паранойю и прочие заболевания.