Паразиты, вызывающие малярию, используют ряд белков, чтобы проникнуть в красные кровяные клетки своего «хозяина», сообщает Reuters. К такому выводу пришли ученые во главе с Бренданом Краббом (Brendan Crabb) из Бернетского института (Burnet Institute) в Мельбурне, Австралия . На основе этого открытия в будущем могут быть созданы лекарства, предотвращающие процесс инфицирования.

Малярия – острое паразитарное заболевание, характеризующееся периодически возникающими приступами, увеличением печени и селезенки, анемией. Возбудителями малярии являются плазмодии, относящиеся к типу простейших. Плазмодиум вивакс и плазмодиум овале вызывают трехдневную малярию, плазмодиум маляриэ– четырехдневную, плазмодиум фальципарум– тропическую малярию.

Переносчиком служит самка комара рода анофелес (Anopheles) . Основными регионами распространения малярии являются Вест-Индия , Мексика , Центральная Америка , северные районы Южной Америки, особенно в долине Амазонки, многие регионы Африки, побережье Красного и Средиземного морей и т.д. По данным ООН, до сих пор малярия ежегодно убивает свыше миллиона человек по всему миру.

Малярийные паразиты обитают в пузырьках, называемых вакуолями, внутри инфицированных клеток. Чтобы внедриться в красные кровяные клетки, плазмодии должны преодолеть две мембраны – мембрану паразита и мембрану вакуоли. Механизм проникновения белков паразита через паразитарную мембрану был ученым известен, но то, как они выходят из вакуоли и проникают в кровяные клетки, оставалось неясным.

Теперь обнаружилось, что ряд белков под общим названием PTEX находится внутри мембраны вакуоли. Белки соединяются друг с другом и запускают экспортный механизм. По этому пути сотни белков малярийного паразита могут проникать в красные кровяные тельца хозяина.

Напомним, что в прошлом месяце группаученыхизразличных подразделений университетаДжонаХопкинса(Johns Hopkins University School of Medicine, Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health), США , представила новое средство от малярии. Специалистам удалось найти способ, позволяющий остановить рост паразитов, что позволит разработать лекарства нового типа, к которым паразиты пока не готовы. Работа основывалась на изучении белка MetAP2, который есть во всех живых организмах – от людей до одноклеточных бактерий. Именно воздействие с помощью антибиотиков на этот белок может дать ключ к победе над малярией.