Исследователи из Шанхайского института биохимии и клеточной биологии (Shanghai Institute of Biochemistry and Cell Biology), Китай , научились трансформировать обычные соматические клетки, взятые у свиней, в стволовые клетки . Ожидается, что это достижение в будущем сможет помочь в создании моделей генетических заболеваний человека; генетически модифицированных животных, органы которых можно будет трансплантировать людям; свиней, невосприимчивых к таким заболеваниям, как свиной грипп , сообщает EurekAlert.

Для перепрограммирования клеток, взятых из уха и костного мозга десятинедельного поросенка, ученые использовали вирус. С помощью вируса внутрь клеток были доставлены транскрипционные факторы, после чего в лабораторных условиях ученые вырастили из них колонии стволовых клеток. Последующие тесты подтвердили, что полученные клетки действительно обладают всеми свойствами стволовых эмбриональных клеток, а это открывает перед учеными новые горизонты.

Напомним, что стволовые клетки – это первичные, неспециализированные клетки, способные образовывать любую из 350 тканей организма. У взрослого человека стволовые клетки находятся, в основном, в костном мозге и в небольших количествах во всех органах и тканях. При нарушении в работе какого-либо органа, они находят зону повреждения и восполняют утраченную функцию. Это свойство стволовых клеток делает их основным объектом исследования регенеративной медицины.

«Вокруг Света » рассказывал ранее, что ученые из Университета Висконсина (University of Wisconsin), США , нашли новый способ превращения клеток кожи человека в стволовые клетки без использования вирусов или экзотических генов. Исследователи применили плазмид – кольцевую молекулу ДНК, которая несет в себе гены, необходимые для трансформации клетки кожи в стволовую клетку. Через определенное время плазмид бесследно исчезает из клеточной популяции естественным образом.

А в конце мая сотрудники Университетского колледжа Лондона (University College London), Великобритания , создали стволовые клетки, которые находят клетки раковых опухолей и доставляют в них антираковые белки. Стволовые клетки были модифицированы таким образом, что стали способны выделять белок под названием TRAIL (TNF-related apoptosis-inducing ligand), который вызывает смерть исключительно раковых клеток, но не затрагивает здоровые.