По сообщению агентства Reuters, ученые предполагают, что на Марсе когда-то могла быть вода в жидком состоянии, несмотря на низкую температуру на поверхности планеты. Альберто Файрен (Alberto Fairen) со своими коллегами из Независимого университета (Universidad Autonoma), Мадрид, Испания , используя компрютерную модель, доказал, что минеральные вещества, растворенные в воде, могли привести к тому, что вода на поверхности Марса не замерзала и при отрицательных температурах. «Результат нашего анализа вполне согласуется с данными, полученными из исследований Марса космическими аппаратами, и показывают, что раньше Марс мог быть и таким же холодным, как сейчас, и, вместе с тем, иметь воду на поверхности», написано в отчете исследовательской группы в журнале Nature.

Наличие воды на Марсе – это главный вопрос, занимающий ученых, исследующих эту планету. Сейчас в их распоряжении имеются многочисленные данные о том, что вблизи полюсов Марса есть значительные запасы воды в замороженном состоянии, а также геологические данные, позволяющие предполагать, что в отдаленном прошлом на красной планете была и жидкая вода. Об этом свидетельствует структура поверхности Марса, где наблюдаются участки, очень похожие на промоины, образованные потоками воды.

Команда Фейрена в которую входят и ученые из исследовательского центра Эймса НАСА (NASA's Ames Research Center in California) в Калифорнии , США , выбрала для своей модели базальтовые породы, доставленные с поверхности Марса посадочными космическими аппаратами. Анализ показал, что большое число минеральных веществ из них, растворенных в воде, может понизить температуру ее замерзания до такого уровня, что это может служить объяснением главного марсианского климатического парадокса – наличия жидкой воды при отрицательных температурах.

Проблема воды на Марсе является ключевой для ответа на вопрос, была ли на этой планете когда-нибудь жизнь. Очень большой вклад в прояснение этой загадки внесли марсоходы НАСА Spirit и Opportunity .