Древнеегипетские врачи зачастую делали настойки лекарственных трав на вине, выяснила команда химиков под руководством Патрика Макговерна (Patrick McGovern) из Пенсильванского университета (University of Pennsylvania), США . Это самые ранние известные случаи применения спиртосодержащей жидкости в лечебных целях. Исследование американских ученых, опубликованное в последнем выпуске «Трудов Национальной академии наук США» (Proceedings of the National Academy of Sciences, PNAS), цитирует Science News.

То, что в состав египетских снадобий входило вино, было известно и раньше: об этом, в частности, сообщал папирус 1850 г. до н.э., содержащий рецепты лекарственных настоек. Но до настоящего времени ученые не находили следа подобных микстур на стенках древних амфор.

Для выяснения состава жидкости, находившейся в двух египетских сосудах разных эпох, американские химики провели целый ряд экспериментов. Первый сосуд, изготовленный около 3150 г. до н.э., был найден в могиле фараона Скорпиона I в Абидосе (город в верхнем течении Нила). Второй сосуд, обнаруженный при раскопках в Гебель-Адда на юге Египта , относится к гораздо более позднему времени – около III-IV вв. н.э. «Мы специально взяли сосуды древнего и позднего Египетского царства», поясняет Патрик Макговерн.

С помощью метода, объединяющего жидкостную хроматографию и масс-спектрографию, ученые выяснили, что в обоих сосудах когда-то находилось вино, настоенное на травах. Для того чтобы определить, какие именно травы входили в состав настойки, химики воспользовались методом под названием твердофазная микроэкстракция и с его помощью определили, что в состав жидкости из первого сосуда входили кориандр, мята, шалфей и сосновая смола, а в состав настойки из второго сосуда – та же смола и розмарин.

Как писал «Вокруг света», один из древнейших образцов вина был найден в 2007 году в Китае при раскопках древнего захоронения в северо-западной провинции Шэньси (Shaanxi). Там среди различной погребальной утвари найдено вино 2400-летней выдержки , сохранившееся в жидком состоянии. А в 1968 году археологические раскопки на границе Афганистана , Ирана и Турции подтвердили версию о возникновении виноделия именно в этом районе: здесь был найден сосуд возрастом 5,5 тыс. лет с окаменевшими остатками вина.