Профессор Пьерджорджио Пикоцца (Piergiorgio Picozza) из римского Университета Тор Вергата (Università degli Studi di Roma Tor Vergata), Италия , и его коллеги, предположительно, обнаружили частицы так называемой темной материи – невидимой субстанции, составляющей значительную часть Вселенной. Выводы ученых, которые они сами называют предварительными, опубликованы в сегодняшнем номере журнала Nature, на это издание ссылается ВВС.

Космический аппарат PAMELA (P ayload for A ntimatter M atter Exploration and L ight-nuclei A strophysics), запущенный в июне 2006 года, зафиксировал неизвестный источник позитронов в той области космоса, где астрофизики не ожидали обнаружить подобное соотношение электронов и позитронов на высоком энергетическом уровне. «Обычно доля позитронов по сравнению с электронами должна уменьшаться с повышением энергии, однако мы наблюдаем обратную картину», – поясняет профессор Пикоцца. Для того чтобы определить источник позитронов, необходимо сравнить данные, полученные PAMELA, с данными экспериментов на Большом адронном коллайдере (Large Hadronic Collider, LHC, БАК ). Если окажется, что они совпадают, «мы сможем утверждать, что обнаружили частицы темной материи », – говорит ученый. Однако из-за ремонта коллайдера эксперименты переносятся на май-июнь этого года или на более поздний срок.

Оппоненты итальянских астрофизиков считают, что источник позитронов может объясняться гораздо проще: возможно, их испускает пульсар – сверхплотный источник импульсного электромагнитного излучения. Такой точки зрения придерживается Найджел Смит (Nigel Smith) из Лаборатории Резерфорда-Эпплтона (Rutherford Appleton Laboratory) в Великобритании .

А его коллеги из Университета имени Джона Мурса (John Moores University) в Ливерпуле выдвинули новую теорию, объясняющую происхождение массивных галактик за относительно короткое время – с их работой можно ознакомиться в том же номере Nature. По мнению Криса Коллинза (Chris Collins) и его команды, галактикам не требовалось поглощать соседние объекты , чтобы эволюционировать из небольших образований в гигантские звездные скопления.