Ученые обнаружили на недавно найденном черепе древнего человека следы заболевания, которое могло быть причиной врожденного слабоумия. Это значит, что предки Homo sapiens не избавлялись от младенцев с серьезными врожденными дефектами, сообщает New Scientist.

Скелет, возраст которого составляет около полумиллиона лет, принадлежит двенадцатилетнему ребенку, который страдал краниосиностозом – преждевременной оссификацией черепа и облитерацией швов. Неполный череп этого подростка был найден в 1994 году на холмах Атапуэрка, близ Гран-Долины, в Испании . Полностью восстановить череп ученым удалось лишь недавно.

По мнению руководителя исследования, палеоантрополога Аны Грасиа, даже неспециалисту видны явные следы патологии на черепе. Ребенок был представителем вида Homo heidelbergensis – человека гейдельбергского, который населял Европу около 800 тыс. лет назад и от которого произошли неандертальцы.

Находка является самым ранним примером того, что человек гейдельбергский мог заботиться об инвалидах, хотя большинство животных, включая приматов, убивают новорожденных с явными физическими недостатками. Ученые не могут сказать, были ли у гейдельбергского ребенка какие-либо когнитивные расстройства, но нет никаких сомнений в том, что по внешнему виду он значительно отличался от членов семьи и соплеменников.

Напомним, что ранее по черепу подростка испанские ученые выделили новый вид — Homo antecessor (Человек предшествующий), полагая, что ими был обнаружен непосредственный предок человека современного физического типа. Однако позднее было установлено, что подросток из Гран-Долины являлся ранней формой гейдельбергского человека и был генетически связан с африканским Homo ergaster.