Профессор Сванте Паабо (Svante Paabo) из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Max-Planck-Institut für evolutionäre Anthropologie), Германия , и специалисты компании 454 Life Sciences, США , закончили расшифровку генома неандертальца, сообщает ВВС. Доклад ученых прозвучал на ежегодной встрече Американской ассоциации содействия развитию науки (American Association for the Advancement of Science, AAAS).

Ученые восстановили 3 млрд элементов генома неандертальца (Homo neanderthalensis), взяв образцы костного материала из останков, найденных в пещере Виндиджа (Vindija) в Хорватии. Как известно, неандертальцы обитали в Европе, на Ближнем Востоке, в западной и центральной Азии , и, как недавно выяснилось, даже в Сибири . Они обладали способностью к речи , умели делать превосходные орудия труда, а также использовали шкуры для защиты от холода. Большинство исследователей полагает, что в Европе неандертальцы существовали еще 30 тыс. лет назад, однако последние открытия указывают, что они могли исчезнуть позднее – около 24 тыс. лет назад. Предположительно, их вытеснили предки человека – кроманьонцы.

Как выяснилось, неандертальцы и Человек разумный имели 99,5-99,9% общего генома, что могло быть результатом параллельного развития или же скрещивания видов. Команда ученых под руководством профессора Паабо сосредоточила внимание на гене под названием микроцефалин-1, участвовавшем в эволюции мозга. Оказалось, что неандертальцы, в отличие от Homo sapiens, обладали более древней вариацией этого гена, которая в настоящее время встречается у жителей Африки, а не Европы.

Это открытие подтверждает гипотезу о том, что неандертальцы практически не скрещивались с предками современных людей, а если межвидовые отношения имели место, они не оказали никакого влияния на развитие Homo sapiens.