Специалисты из клиники Майо при Медицинском колледже (Mayo Clinic College of Medicine), США , нашли генетический фактор риска возникновения болезни Альцгеймера, носителями которого являются женщины. Это открытие является первым свидетельством того, что генетика может частично объяснить большую склонность женщин, чем мужчин, к этому заболеванию.

Исследователи провели подробный генетический анализ пациентов с болезнью Альцгеймера и обнаружили фактор риска в гене PCDH11X Х-хромосомы, которых у женщин существует две копии, а у мужчин – только одна. Дальнейший анализ показал, что наличие гена ассоциировалось с болезнью в основном у женщин.

Ген PCDH11X контролирует выработку белка протокадерина, который помогает клеткам центральной нервной системы взаимодействовать друг с другом. Известно также, что протокадерин может разрушаться под воздействием фермента, вырабатываемого при некоторых формах болезни Альцгеймера.

Исследование показало, что у мужчин с одной копией варианта гена PCDH11X риск возникновения болезни Альцгеймера был незначительным, как и у женщин с одной копией. Но если у женщины было две копии варианта гена, унаследованного от двух родителей, то риск возникновения заболевания значительно возрастал.

В настоящее время причины развития слабоумия неизвестны, но ученые допускают, что возникновению заболевания способствуют как генетические, так и экологические факторы. В Великобритании деменцией страдают около 700 тыс. человек, а во всем мире таких больных насчитывается почти 26 млн человек.

Поиск эффективного средства против болезни Альцгеймера является одной из первостепенных задач современной медицины. В качестве лекарств от старческого слабоумия предлагаются как потенциально опасные вещества вроде метиленовой сини, использующейся для лечения инфекций мочевого пузыря, так и натуральные средства вроде экстракта виноградных косточек .

Лечить деменцию также можно с помощью нелекарственных методик, таких как воздействие светом , которое помогает нормализовать суточные ритмы, нарушенные болезнью Альцгеймера, стимуляция током и даже решение кроссвордов . А в конце прошлого года физиологи из университета штата Огайо (Ohio State University) в США обнаружили , что вещества, содержащиеся в конопле и ее производной марихуане, могут замедлять старение клеток мозга и даже стимулировать их рост.