Археологи из Йоркского университета (York University), Великобритания , обнаружили череп, наполненный субстанцией, которая зафиксировала форму мозга, сообщает ВВС. Находка была сделана при раскопках в Восточном Хеслингтоне (Heslington East) – пригороде Йорка, под которым находится поселение двухтысячелетней давности. Ученые предполагают, что окаменелое вещество внутри черепа – самый древний мозг, найденный в Великобритании, а возможно, и в мире.

Археологи доставили находку в университет и провели рентгеновскую томографию черепа. Невролог Филипп Даффи (Philip Duffey), приглашенный в качестве консультанта, был поражен увиденным. «Сканирование показало, что структура найденных останков соответствует форме человеческого мозга. Однако мне совершенно не понятно, как такое могло произойти. Мозговые ткани не могли сохраниться – они слишком мягкие и быстро разрушаются под воздействием почвенных микроорганизмов. Похоже, что мы имеем отпечаток мозга на неизвестном веществе – подобно тому, как на камнях закрепляются отпечатки доисторических растений. Возможно, перед захоронением череп был каким-то образом обработан». В настоящий момент специалисты выясняют, какое вещество послужило «консервантом» для мозга, и кому мог принадлежать найденный череп. То, что череп находился отдельно от тела, может указывать на ритуальное убийство.

Эта находка – уже вторая сенсация при раскопках Хеслингтона. Некоторое время назад здесь был обнаружен скелет мужчины, умершего от туберкулеза . Ученые полагают, что это самая древняя жертва болезни на территории Великобритании, возраст находки составляет 1600 лет.

Как писал «Вокруг света», год назад группа исследователей из США , Турции и Германии обнаружила признаки туберкулеза на костных останках Человека прямоходящего (Homo erectus) возрастом 500 тыс. лет . Останки были найдены в Турции.