Фото №1 - Китайский динозавр

Китайские археологи подруководством профессора Фучена Чзана (Fucheng Zhang) из пекинского института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии (Institute of Vertebrate Paleontology and Paleoanthropology, IVPP) обнаружили останки оперенного динозавра. Находка была сделана во Внутренней Монголии на севере Китая , сообщает Reuters по материалам журнала Nature.

Крошечный динозавр, названный эпидексиптериксом, отлично сохранился: палеонтологи получили в свое распоряжение практически полный скелет этого ящера. По своим размерам он не превосходил голубя, его вес составлял всего лишь 164 г. У динозавра было четыре конечности и тело, покрытое перьями, сильно отличающимися от оперения современных птиц. При всем этом, динозавр не умел летать, так как у него отсутствовали контурные перья, необходимые для движения по воздуху. Из короткого хвоста эпидексиптерикса росли четыре длинных и тонких пера.

Строение зубов динозавра говорит о том, что, вероятнее всего, он был плотоядным, однако ученые не могут сказать, питался ли он насекомыми, амфибиями или другими мелкими животными.

Профессор Чзан предполагает, что динозавр жил в средний и поздний юрский период 176-146 млн лет назад, будучи, таким образом, старше археоптерикса, населявшего Землю 155-150 млн лет назад. Эпидексиптерикс не являлся родственником другого оперенного хищного динозавра, микрораптора, умевшего летать. Однако оба этих вида помогают восстановить эволюцию пернатых, являющуюся до сих пор предметом научного спора . Согласно одной из гипотез, предками современных птиц являются целурозавры – мелкие рептилии, чье строение весьма напоминает птичье. Эта мысль была высказана еще в 1861 году, после того как были обнаружены останки археоптерикса. Спустя несколько лет английский естествоиспытатель Томас Хаксли (Thomas Huxley) выдвинул гипотезу, согласно которой археоптерикс был промежуточным звеном эволюции между динозаврами и птицами.

В этой связи карликовые динозавры представляют для ученых особый интерес. Недавно канадские палеонтологи описали ящера из семейства Alvarezsauridae, внешне очень похожего на птицу . У него были длинные тонкие ноги, верхние конечности с когтями и узкие челюсти, напоминающие клюв. Его рост не превышал 60 см. Динозавр обитал около 70 млн лет назад в обеих Америках и в центральной Азии.