Фото №1 - Жизнь в кратере

Группа из 150 геологов, астрономов и биологов назвала три района Марса, оптимальных для поиска жизни, передает NewScientist. Ими оказались три кратера – Гейла (Gale Crater), Голдена (Holden Crater) и Эберсуолда (Eberswalde Crater). Предположительно, все три были некогда покрыты водой и образовывали одно гигантское озеро, соединенное с речной системой. Догадка ученых подтверждается следами эрозии на поверхности кратеров, которые могли быть вызваны потоками воды, протекавшими здесь в древности.

Первоначально ученые ориентировались на поиск бактерий, живущих или живших глубоко под поверхностью планеты и укрытых от радиоактивного излучения. Однако постепенно исследователи пришли к выводу, что жизнь нужно искать на поверхности, на месте древних глубоких водоемов. Выбранные ими кратеры образованы осадочными породами, которые способны законсервировать микроорганизмы, а кратер Гейла, кроме того, содержит серные отложения, служащие пищей для ряда земных бактерий.

Конечно, сущестовование жизни на Красной планете – пока только гипотеза. «У нас мало шансов обнаружить марсианские микроорганизмы, это было бы сложно сделать и на Земле в аналогичных условиях», – говорит один из экспертов, Джон Гротцингер (John Grotzinger) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology), США .

Исследования Марса запланированы на октябрь 2010 года, когда NASA спустит на поверхность планеты шестиколесный самоходный аппарат в рамках миссии «Марсианская лаборатория» (Mars Science Laboratory, MSL mission).

Как сообщал «Вокруг света», аналогичную экспедицию под названием ExoMars планирует провести Европейское космическое агентство (European Space Agency, Esa) в 2013 году. В список будущих исследований включены пять районов : вышеназванные кратеры Голдена и Гейла, а также долина Mawrth Vallis, разлом Nili Fossae и равнина Meridiani Planum.

Роскосмос также планирует запустить возвращаемый аппарат в 2009 году, но не к самому Марсу, а к его спутнику Фобосу.