Фото №1 - Склад на Кикладах

Профессор Колин Ренфрю (Colin Renfrew) из Макдональдовского института (McDonald Institute) в Кембридже, Великобритания , и его коллеги обнаружили загадочные сооружения раннего бронзового века на острове Даскалио, Греция , принадлежащем к Кикладскому архипелагу . Об этом пишет журнал Current Archaeology.

В 1963 году группа археологов под руководством профессора Ренфрю обнаружила на соседнем с Даскалио острове Керос обломки антропоморфных мраморных фигурок. Первоначально ученые не могли определить, были ли фигурки испорчены в течение позднейшего времени или их намеренно повредили еще в древности. Однако в 2006 году был обнаружен неповрежденный клад с подобными статуэтками, и археологи смогли с уверенностью сказать, что фигурки «хоронили» уже сломанными. Это подтверждалось, в частности, тем, что большинство фигурок не складывались в единое целое.

В этом году в рамках совместного британско-греческого проекта ученые обследовали островок Даскалио вблизи от Кероса и обнаружили там 16-ти метровое сооружение, не имеющее аналогов среди других строений кикладского периода. Кроме того, при раскопках была найдена небольшая постройка круглой формы, на полу которой лежало 350 камней. В этой находке не было бы ничего выдающегося, если бы не происхождение: по мнению археологов, гальку собирали не на Даскалио, а специально доставляли сюда с разных островов Кикладского архипелага.

Колин Ренфрю считает, что захоронения камней и разбитых фигурок являются частью неизвестного обряда, а ныне необитаемые острова Даскалио и Керос, возможно, были религиозным центром Эгейского культурного ареала в III тысячелетии до н.э.

Символические ритуальные объекты использовались и людьми более раннего времени. Так, специалисты университета Хайфы (University of Haifa), Израиль , считают, что первые земледельцы использовали для защиты урожая бусы зеленого цвета . При раскопках восьми неолитических деревень на Ближнем Востоке было найдено более двухсот бусин цвета молодой зелени, возраст амулетов составляет 8,2 тыс.-11,6 тыс. лет. Выводы ученых подкрепляются тем, что ни один из минералов, из которых вытачивались бусины, не добывался вблизи от поселения.