Фото №1 - Коллайдер на старте

Сегодня в 9:30 по местному времени (11:30 московского) в Европейском ядерном центре (European Organization for Nuclear Research, CERN, ЦЕРН ) произойдет тестовый запуск Большого адронного коллайдера (Large Hadronic Collider, LHC, БАК ), передает Telegraph. Официальное открытие установки состоится 21 октября, через полтора месяца после запуска.

Ускоритель протонов, не имеющий аналогов в мире, представляет собой кольцевую структуру протяженностью 27 км, которая находится на 100-метровой глубине близ Женевы, на территории Швейцарии и Франции . На реализацию этого проекта было потрачено 4,4 млрд фунтов стерлингов , а строительство БАКа заняло14 лет.

В каждой из двух кольцевых труб будет циркулировать протонный пучок, состоящий из 2808 сгустков по 100 млрд протонов в каждом. Cуммарная масса всех протонов в пучке меньше 1 нг, однако в них запасена энергия в 300 МДж, или что сопоставимо с кинетической энергией самолета.Ученые полагают, что эксперимент позволит воспроизвести ядерные реакции, в которых рождаются гипотетические элементарные частицы — бозон Хиггса, одиночный топ-кварк и суперсимметричные партнеры электронов, мюонов и нейтрино. Термин «адрон», собственно, обозначает семейство частиц, состоящих из кварков.

Мировое сообщество с волнением ожидает запуска коллайдера, не в последнюю очередь из-за боязни образования черной дыры , которая может поглотить Землю. Однако большинство ученых скептически относятся к такой возможности. Стивен Хокинг (Stephen Hawking) из Кембриджского университета (Cambridge University), Великобритания , один из самых известных физиков-теоретков нашего времени, считает, что «если бы катастрофа могла случится, то давно бы уже случилась». «Эксперименты в коллайдере – лишь слабое подобие того, что ежесекундно происходит в космосе», – говорит ученый. Более того, он заключил пари на $100, что физики не смогут обнаружить гипотетический бозон Хиггса, и вероятность образования черной дыры в ходе экспериментов составляет, по его мнению, менее 1%.