Фото №1 - Один, два, много

Группа ученых из Университетского колледжа Лондона (UniversityCollegeLondon), Великобритания , и Университета Мельбурна (UniversityofMelbourne), Австралия , под руководством профессора Брайана Баттерворта (BrianButterworth) из Института когнитивной неврологии (InstituteofCognitiveNeuroscience) Университетского колледжа Лондона доказала, что знание числительных не является необходимым для умения считать, пишет EurekAlert.

Ученые исследовали детей от 4 до 7 лет из двух австралийских туземных сообществ, чьи языки не имеют слов или жестов для обозначения цифр. Языком одного из сообществ был варлпири (warlpiri), принадлежащий пама-ньюнгской семье языков, распространенной на 7/8 континента, языком второго – аниндильяква (anindilyakwa), гунвинггуанская семья. Дети оказались способны выполнять связанные с числительными задания. По мнению ученых, люди обладают встроенным механизмом для счета, который у детей с дискалькулией, видимо, развивается иначе. Раньше считалось, что счетные слова необходимы детям для работы с понятием числительных больших, чем три, то есть, для овладения понятием «пять» необходимо слово. Такие данные были получены от детей с языком, в котором есть названия чисел, а также взрослых туземцев с языками без этих названий. «В нашем же исследовании детей туземцев предполагается, что у нас есть внутренняя система для опознавания и отображения численности (число объектов в ряду) и что отсутствие словаря для числительных не мешает нам выполнять задания, касающиеся численности, если только задание не требует употребления слов», – рассказал Брайан Баттерворт.

В языках детей из обоих сообществ были слова «один», «два», «мало», «много». В языке аниндильяква помимо этого были еще ритуальные слова для числительных до 20, но детям они не были известны. Кроме этого, ученые работали с группой англоязычных туземцев в Мельбурне. «В наших заданиях мы не могли задавать, например, такие вопросы, как «сколько?» или «Одинаковое ли число объектов в этих двух кучах?». Такчтонампришлосьразработатьспециальныезадания. Например, детей просили убрать столько фишек, сколько звуков издали две палки, стучащие друг о друга», – пояснил руководитель исследования. Детям приходилось использовать абстрактное представление о числах, а не просто копировать. Причем дети, говорящие на туземных языках, справлялись с заданиями с цифрами до 9 не хуже англоязычных.