Фото №1 - Старение можно остановить

Доктор Ана Мария Куэрво (Ana Maria Cuervo) с группой коллег из Университета Ешива (Yeshiva University) в Нью-Йорке, США , приблизились к тому, чтобы научиться контролировать процессы старения в организме, сообщает BBC. В экспериментах, проведенных на мышах, доктор Куэрво добилась того, что печень генноизмененных грызунов с течением времени функционировала так же, как и печень молодых животных. Результаты работы американских биологов опубликованы в Nature Medicine.

Как известно, протеины (белки), основной строительный материал клеток, имеют очень короткий срок жизни, и организм постоянно поддерживает баланс между отжившими и работоспособными белками. Для этого существует ряд специальных механизмов, которые с возрастом, однако, дают все больше сбоев. В результате этого органы, испытывающие самую большую нагрузку, – сердце, мозг, печень – начинают стареть раньше всего, поскольку в клетках накапливается все больше отработанных протеинов. Это подтверждается тем фактом, что большинство болезней преклонного возраста связано именно с этими органами.

Один из механизмов, ответственный за удаление более 30% вышедших из строя белков, основан на том, что шапероны отыскивают и переносят «старые» протеины в лизосомы, которые перерабатывают их с помощью энзимов (ферментов). Доктор Куэрво и ее коллеги использовали в своих экспериментах именно этот механизм. Группе мышей, участвовавшей в эксперименте, в возрасте полугода был генетически усилена способность к переработке отживших протеинов. Через полтора года, когда группа достигла двух лет (старости, по мышиным меркам), анализ их печени показал, что она работала так же, как и у молодых особей. В контрольной группе обычных мышей ничего подобного не наблюдалось.

«Сейчас мы разрабатываем препарат, который позволял бы лизосомам стабилизировать и поддерживать рецепторы», – говорит доктор Куэрво. По ее мнению, результаты экспериментов в будущем послужат для лечения болезни Паркинсона и Альцгеймера.

Как показало исследование британских ученых под руководством Франчески Кордейро (Francesca Cordeiro) из Лондонского Университетского колледжа (London’s University College), болезнь Альцгеймера, иначе старческое слабоумие, и глаукома имеют одну причину – протеин под названием бета-амилоид, который вызывает закупорку мозговых сосудов и атрофию глазного нерва.

Поиск эффективного средства, способного затормозить болезнь Альцгеймера, – одна из первоочередных задач медицины в виду огромного количества больных (26 млн человек во всем мире) и быстрым прибавлением новых пациентов по мере старения населения. Согласно исследованию Королевского фонда (King's Fund), Великобритания , число пожилых людей, страдающих слабоумием, достигнет миллиона уже при жизни одного поколения, что больно ударит по государственному бюджету .