Фото №1 - Рыба на ступенях эволюции

Мэтт Фридман (Matt Friedman) из Чикагского университета (University of Chicago), США , изучая окаменелости эоценского периода, обнаружил недостающее звено в эволюции плоских рыб, пишет Reuters со ссылкой на публикацию в журнале Nature. До настоящего времени палеоихтиологи не могли объяснить, каким образом рыбы с глазами по обеим сторонам тела развили ассиметричную, но исключительно полезную для донных рыб черту – расположение глаз на одной стороне головы.

Фридман исследовал ископаемый вид Heteronectes из северной Италии и вид Amphistium, найденный в запасниках Венского музея естественной истории (Naturhistorische Museum Wien), Австрия . Он заметил, что у этих рыб один глаз немного смещен к центру. Компьютерная томография подтвердила догадки ученого: глаза рыб начали «переползать» на одну сторону головы – так, как это происходит у современных плоских рыб. Мэтт Фридман предполагает, что ископаемые рыбы еще не вели исключительно донный образ жизни: «Вероятно, они не лежали все время на дне на одной стороне туловища, а парили, опираясь на плавники», – говорит он. В этом случае ассиметрично расположенные глаза действительно являются преимуществом.

Современные плоские рыбы (камбала, морской язык, палтус и другие, всего более 550 видов) живут в пресной и соленой воде. Они рождаются с симметричными глазами, однако по мере взросления один глаз перемещается на противоположную сторону головы. Первые плоские рыбы появились более 50 млн лет назад. Ученые предполагали, что развитие асимметрии произошло в результате резкой мутации, без постепенного развития. Открытие Фридмана опровергло эту гипотезу.

Как писал «Вокруг света», австралийские палеонтологи недавно обнаружили ископаемые останки первого на земле живородящего существа . Окаменелости возрастом 380 млн лет представляют собой 25-ти сантиметровый скелет рыбы-самки из группы плакодермов и эмбриона, прикрепленного пуповиной к ее телу.