Фото №1 - О землетрясении можно узнать заранее

Группа ученых из университета Райс (Rice University) и Национальной лаборатории имени Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory), США , нашла новый способ предсказания грядущих землетрясений, сообщает BBC News. В ходе экспериментов в разломе Сан-Андреас (San Andreas Fault), штат Калифорния , им удалось зафиксировать незначительные колебания грунта, начинающиеся уже за несколько часов до землетрясения. Ученые надеются, что новое открытие позволит им разработать новую систему предупреждения землетрясений. «Если о грядущем землетрясении будет известно за 10 часов до его начала, это позволит начать эвакуацию населения или как минимум вывести людей из ненадежных зданий и известить пожарных», — говорит один из соавторов исследования Пол Силвер (Paul Silver) из института Карнеги (Carnegie Institution for Science), Вашингтон .

Эксперимент проводился недалеко от небольшого городка под названием Паркфильд (Parkfield), расположенного прямо на стыке Тихоокеанской и Северо-Американской тектонических плит. Из-за необычного расположения небольшие землетрясения в Парксвиле происходят очень часто. В ходе эксперимента в специально пробуренную скважину спускался пьезоэлектрический излучатель, генерировавший сейсмические волны, которые в другой скважине, расположенной в километре от первой, фиксировал специальный сеймометр. «Мы пытались установить связь между скоростью обращения сейсмической волны и колебанием грунта, поскольку эти изменения могут помочь нам предсказывать наступающие землетрясения», — пояснил Пол Сильвер. В процессе работы ученым удалось зафиксировать 2 полноценных землетрясения. О приближении одного из них они узнали за 2 часа до его начала, о приближении другого — за 10 часов. «Мы планируем продолжать эксперименты, чтобы лучше понять физические механизмы этого явления», — заявил в своем интервью руководитель исследования доктор Фэнлинь Ню (Fenglin Niu). «Если бы о наступлении землетрясению в Сычуани знали заранее, это могло бы спасти тысячи жизней детей, которых не успели эвакуировать из рушащихся школ».

«Вокруг Света» рассказывал о попытках ученых научиться делать краткосрочные прогнозы землетрясений. Безрезультатность усилий в этой сфере привела многих геофизиков к убеждению, что эта задача принципиально неразрешима или, по крайней мере, далеко выходит за рамки возможностей современной науки. Так, в Китае научные методы прогнозирования сменили наблюдения за животными в зоопарке .