Фото №1 - Древние птицы были полосатыми

Группа орнитологов и палеонтологов из Йельского университета (Yale University), США , сумела восстановить окраску доисторических перьев, найденных в Бразилии и Дании , сообщает BBC со ссылкой на публикацию в журнале Biology Letters. Возраст останков составляет 100 млн лет. До настоящего времени ученые могли только догадываться о том, какого цвета были родоначальники пернатых.

Ископаемые перья имеют четко выраженный рисунок из полос, наподобие того, что мы наблюдаем у современных птиц. «Эти полосы выглядят настолько знакомыми, что не оставляют сомнений в биологическом происхождении – геология здесь явно ни при чем. Но как соотнести это с общеизвестным фактом, что большинство органических молекул разрушается за столь долгий срок?» – говорит доктор Майк Бентон (Mike Benton) из Бристольского университета (University of Bristol), Великобритания , комментируя работу американских коллег.

Йельские палеонтологи, рассмотрев эти полосы под электронным микроскопом, выяснили, что темные участки перьев состояли из меланосом – клеточных структур, в которых осуществлялся синтез темного пигмента меланина. Точно такие жеучастки есть иу современных птиц. За прошедшие тысячелетия от меланосом остались только углеродные следы, что и объясняет «сохранившийся» цвет перьев. Ранее ученые предполагали, что темные полосы – окаменелые колонии бактерий, поселившихся на ископаемых останках.

Ученые надеются, что следы меланина позволят им восстановить не только цвет оперения, но и меха, кожи, радужной оболочки глаз. В дальнейшем они планируют распознавать красный, коричневый, темно-желтый цвета. Определение окраски древних животных проливает свет на их поведение, считает доктор Бентон. Так, например, по окраске птиц можно восстановить характер их брачных ритуалов и взаимоотношений в паре.

Строго говоря, палеонтологи не впервые восстанавливают окраску ископаемых животных: в 2006 году с помощью генетического анализа было установлено, что мех сибирских мамонтов был бурого цвета, тогда как у других представителей этого вида он был светло-коричневым или песочным. Но применительно к пернатым динозаврам и первым видам птиц эта методика не подходила из-за плохой сохранности материала. Ведь возраст сибирских останков составлял «всего» 43 тыс. лет.

В 2007 году ученые извлекли самый крупный фрагмент ДНК из шерсти мамонта, найденного на Ямале. Но для полного восстановления хромосомы еще далеко: при гибели животного трехмерная спираль ДНК разрушается. Для того чтобы она сохранилась, необходимо совпадение целого ряда факторов. Главные условия – тело должно быть сразу после смерти заморожено при определенной температуре, а образец материала взят до его разморозки. Несмотря на то, что современная наука выделяет фрагменты ДНК даже из костей, собрать трехмерную спираль пока не удается.