Фото №1 - Клеточную терапию придется отложить

Профессор Марио Капеччи (Mario Capecchi) из университета Юта (University of Utah), США , нобелевский лауреат прошлого года, обнаружил, что стволовые клетки варьируются в пределах одного органа, и это затрудняет их использование в медицинских целях, сообщает BBC со ссылкой на Nature Genetics.

Стволовые клетки – первичные, неспециализированные клетки, способные образовывать любую из 350 тканей организма. У взрослого человека стволовые клетки находятся, в основном, в костном мозге и в небольших количествах во всех органах и тканях. При нарушении в работе какого-либо органа, они находят зону повреждения и восполняют утраченную функцию. Это свойство стволовых клеток делает их основным объектом исследования регенеративной медицины.

Профессор Капеччи, проводя эксперименты на лабораторных мышах, выяснил, что в пределах одного органа могут находиться разные типы стволовых клеток. Он разработал новую методику слежения за перемещением стволовых клеток в кишечнике взрослой мыши. Против всякого ожидания, эти клетки не распределялись равномерно по всему органу, а сосредотачивались в верхней трети кишечника. По словам профессора, есть все основания полагать, что неравномерное распределение стволовых клеток можно наблюдать и в других органах, например, в нервной системе.

«Было принято считать, что в каждом органе находится одна-единственная популяция стволовых клеток, но сейчас нам известно, что этих популяций может быть несколько. Таким образом, лечение с помощью стволовых клеток должно учитывать эту сложность», – говорит Капеччи. Введение в организм неправильного типа клеток может только повредить больному.

Профессор Робин Ловел-Бэдж (Robin Lovell-Badge), специалист по клеточной терапии из Совета медицинских исследований (Medical Research Council), Великобритания , сообщил, что открытие Капеччи находит подтверждение в работах других исследователей.

Изучение и использование стволовых клеток имеет определенные биоэтические сложности. Так, до недавнего времени лабораторный материал получали из искусственно оплодотворенных яйцеклеток человека или из абортированных тканей. Это послужило причиной запрета на эксперименты в США , России и других странах, за исключением Великобритании. Сейчас найден способ получения стволовых клеток из амниотической жидкости , что, тем не менее, представляет угрозу для плода. Альтернативными способами является получение клеток из пуповинной крови , кожи и костного мозга взрослого человека.