Фото №1 - Самая маленькая экзопланета

Международная команда астрономов под руководством специалистов из университета Нотр-Дама (University of Notre Dame), США , обнаружила самую маленькую планету за пределами солнечной системы, сообщает ScienceDaily. Из известных на сегодняшний день внесолнечных планет, она наиболее похожа на Землю. Масса нового рекордсмена всего в 3,3 раза превосходит земную. Обращается эта планета вокруг бурого карлика, вес которого составляет всего 6% от веса нашего Солнца, а светимость - примерно в 100 тыс. раз меньше солнечной.

«Это открытие показывает, что даже вокруг звезд с малыми массами могут обращаться планеты», - говорит Давид Беннетт (David Bennett), профессор университета Нотр-Дама. – «Ранее не удавалось обнаружить планеты у звезд, масса которых была меньше 20% массы Солнца».

Новая планета, которую обозначают MOA-2007-BLG-192Lb, обращается вокруг звезды MOA-2007-BLG-192L, расположенной примерно в 3 тыс. световых лет от Солнечной системы, в направлении на центральный балдж нашей Галактики. «Звезда», вокруг которой обращается планета, на самом деле вряд ли может считаться таковой: ядерные реакции в ней не идут, поскольку её масса не превосходит так называемого предела Кумара . Планета имеет такой же радиус орбиты, что и Венера. Однако в связи с тем, что температура бурого карлика намного ниже температуры нашей звезды, верхний слой атмосферы этой планеты, вероятно, холоднее атмосферы Плутона. Ближе к поверхности температура атмосферы MOA-2007-BLG-192Lb гораздо выше. Астрономы предполагают, что планету, возможно, покрывает океан.

Открытие было сделано методом гравитационного микролинзирования , по небольшому изменению блеска далекого источника, перед которым прошли бурый карлик с планетой. Работа многонациональной команды ученых, сделавших открытие, была представлена 2 июня на съезде Американского астрономического общества в Сент-Луисе. Подробности открытия будут опубликованы 1 сентября в Астрофизическом журнале.

В последние годы открыто несколько сот планет за пределами Солнечной системы. «Вокруг Света» писал о планете, открытой недавно в созвездии Рака учеными NASA. Она стала пятой планетой в самой большой из ныне известных планетных систем, не считая состоящей из 8 планет Солнечной системы. А самая большая известная планета во Вселенной была обнаружена в созвездии Геркулеса учеными из Ловелловской обсерватории (Lowell Observatory), США .