Фото №1 - Спутник Марса превратится в кольцо

Ученые из Национального технологического института (НТИ, National Institute of Technology), Бихар, Индия , утверждают, что Фобосу осталось жить 10,4 млн лет, сообщает агентство РИА «Новости». Сейчас Марс со своим спутником разделяет около 10 тыс. км, а сближаются они на расстояние 18,3 см в год. Ранее считалось, что они столкнутся через 50 млн лет. Биджай Кумар Шарма (Bijay Kumar Sharma), ученый из НТИ, подсчитал, что Фобос не упадет на планету, а будет разорван приливными силами еще на орбите и превратится в кольцо.

При достаточно близком расстоянии от планеты ее гравитация действует по-разному на близкие и удаленные части спутника. Это порождает в нем возмущения – приливы. Когда спутник подходит к критическому расстоянию (пределу Роша), эти возмущения становятся настолько сильными, что спутник разрушается. Это и произойдет, когда Фобос приблизится к Марсу на расстояние в 7 тыс. км.

Оба естественных спутника Марса, Фобос и Деймос, открыты американским астрономом Асафом Холлом в 1877 году. Марсианские спутники считаются заблудившимися астероидами, проходившими вблизи планеты, попавшими в поле ее притяжения и оставшимися на орбитах вокруг Марса. А первое достоверное представление о том, как выглядит поверхность небесного тела, сходного по размерам и плотности с астероидами, дали снимки Фобоса, полученные в 1972 году с американской станции «Маrinег-9».

Астероид (греч. «aster» — звезда, и «eidos» — вид) означает «звездоподобный» , или имеющий вид звезды. Название обусловлено тем, что даже в самые мощные телескопы астероиды были видны лишь как маленькие блестящие точки. Малыми планетами их назвали потому, что они, подобно Земле и другим крупным планетам Солнечной системы, движутся по орбитам вокруг Солнца. Подавляющее большинство астероидов расположено между орбитами Марса и Юпитера, образуя так называемый главный пояс астероидов, хотя некоторые из объектов выходят далеко за эти пределы.

Как уже рассказывал «Вокруг Света» , у России довольно масштабные планы относительно исследования Солнечной системы, и Фобос входит в число потенциальных объектов внимания. В числе совместных программ – «Фобос-грунт» (запуск спутника для исследования Фобоса), в которой участвует Китай . Параллельно с российским аппаратом «Фобос-грунт» в 2011 году предполагается запустить китайский микроспутник, который будет выведен на орбиту около Фобоса. Пока самое интересное в истории Фотоба, что известно людям, – сейсмическая катастрофа , едва не расколовшая малую планету на части. Следы этой катастрофы – узкие длинные борозды-каньоны, расходящиеся во все стороны по радиусам от кратера Стикни и сходящиеся на противоположной стороне Фобоса, в области, антиподальной этому кратеру. Такие протяженные трещины возникли, когда с Фобосом столкнулся огромный метеорит, при взрыве которого и образовался кратер Стикни диаметром 10 км. Диаметр самого Фобоса всего лишь 23 км, поэтому при столкновении произошло сильнейшее сотрясение всего Фобоса, от которого он едва не раскололся на части.