Специалисты из Гарвардского университета (США)

Манвир Сингх (Manvir Singh) , аспирант факультета эволюционной биологии человека в Гарвардской высшей школы искусств и наук, отмечает, что шаманизм развивался в результате конкуренции на право предоставления «магических услуг» своему сообществу. Результатом стал набор традиций, которые используют людские суеверия.
«Теория состоит в том, что есть важные вещи, которые мы действительно хотим контролировать: вызывать дождь или лечить болезни, — объясняет Сингх. — Во всем мире люди верят, что на это влияют невидимые силы: боги, ведьмы, предки, феи. Но шаман говорит: «Я могу это контролировать. Я могу говорить с феями».
Сингх пообщался с коренными жители архипелага Ментаваи к западу от Суматры, где до сих пор сохранился первобытно-общинный строй и практикуется шаманизм. В процессе работы исследователь пришел к следующему определению: шаман — это человек, который использует чуждое поведенческое и психологическое состояние (транс) для оказания услуг сообществу. Это могут быть такие услуги, как изгнание злых духов, врачевание, предсказание судьбы, управление погодой. Основа успеха шамана — способность убедить соплеменников в том, что он способен взаимодействовать со сверхъестественными силами.
Чтобы получить «магические» способности, шаман должен пройти обряд посвящения, получив своего рода «путевку в профессию». Именно это отличает его от других членов племени. По мнению автора исследования, это первый пример узкой специализации. В других видах деятельности не существует барьеров, препятствующих другим членам племени делать то же самое, например изготавливать оружие или каноэ.