Высадившийся в июне 1969 года на Луну Нил Армстронг долгое время считался первым живым существом, оказавшемся на спутнике Земли. В настоящее время условия на астрономическом объекте таковы, что не остается сомнений в его необитаемости: на Луне давно завершилась вулканическая активность и практически отсутствует атмосфера. Однако ученые из Университета штата Вашингтон и Лондонского университета считают, что так было не всегда.

Была ли жизнь на Луне? Кажется, да

По мнению астробиологов, условия на поверхности Луны могли быть подходящими для существования простейших форм жизни около четырех миллиардов лет назад — примерно в то же время, когда зарождалась жизнь на Земле.

Считается, что Луна сформировалась после столкновения Земли с гипотетической планетой, получившей название Тейя. Долгое время на образовавшейся из обломков космических объектов Луне существовала повышенная геологическая активность. По мнению ученых, в период максимальной вулканической активности у поверхности Луны находилось больше количество разнообразных газов, создающих атмосферу, а также водяной пар, который мог оседать на поверхности, образуя водоемы. Именно в них, по мнению ученых, могли появиться простейшие микроорганизмы. Не исключено, что на Луну они могли попасть благодаря метеоритам с Земли. Наиболее ранние доказательства жизни на Земле — это ископаемые цианобактерии, которые существовали 3,5–4,2 миллиарда лет назад.

«Если на ранней Луне в течение долгого времени присутствовала жидкая вода и значительная атмосфера, вполне вероятно, что лунная поверхность была пригодной для жизни. По крайней мере, временно», — говорит Дирк Шульце-Макух (Dirk Schulze-Makuch) из Университета штата Вашингтон (США).

Выводы ученых основаны на данных исследований недавних космических миссий, в частности образцов лунных пород и почвы. Так, недавно японские ученые впервые обнаружили в лунном метеорите моганит — минерал, для образования которого требуется наличие воды. Эти и другие данные показывают, что Луна не такая «сухая», как считалось ранее. По мнению ученых, пригодные для жизни условия могли существовать недолго. Примерно три миллиарда лет назад Луна остыла и потеряла магнитное поле, которое теоретически могло существовать вокруг спутника.