Историки Санкт-Петербургского государственного университета изучили альбом с карандашными портретами придворных Франциска I и установили, кто на них изображен. Соотнести рисунки с реальными историческими личностями ученые пытались с XIX века, однако до сих пор сделать этого не удавалось.

Фото №1 - Ученые установили личности героев портретов эпохи Ренессанса

В Российской национальной библиотеке (РНБ) хранится множество европейских рукописей и автографов XV–XVIII веков, в том числе на французском языке. Заинтересовавший историков альбом попал в Россию из аббатства Сан-Жермен — главного государственного книгохранилища дореволюционной Франции. Альбом с 39 портретами придворных Франциска I был создан в XVI веке по заказу французской короны и массово растиражирован. Карандашные рисунки принадлежат мастерам знаменитой школы изобразительного искусства Клуэ — лучшим придворным живописцам. Приближенные монарха могли влиять на содержание таких книг: например, помещать туда благородных особ, с которыми они общались и дружили. Интересно, что рядом с портретами были указаны имена и титулы высокопоставленных лиц. Однако в подписях долгое время не удавалось разобраться.

«Дело в том, что в средневековой Франции многие имена собственные писались иначе, поэтому сегодня, даже опираясь на подписи, сложно понять, кто перед нами. Именно поэтому дореволюционным искусствоведам не удалось правильно соотнести портреты с реальными историческими личностями», — пояснил доцент СПбГУ Владимир Шишкин.

Историки СПбГУ идентифицировали почти всю портретную галерею, которую открывает изображение короля Франциска I. Трудности у специалистов вызвал лишь портрет пожилого мужчины, не снабженный никакими пометками. Изучив детали его костюма — четырехугольный черный биретто и кафтан с накидкой — ученые предположили, что на рисунке изображен канцлер Франции, возможно, это Гийом Пуайе.