Небольшие внутренние спутники в системе Сатурна, обнаруженные аппаратом «Кассини», выглядят как гигантские пельмени. Их странная форма заинтересовала специалистов из Бернского университета (Швейцария).

Фото №1 - Откуда в системе Сатурна спутники-пельмени

Когда астрофизик Мартин Рубин (Martin Rubin) увидел изображения спутников Сатурна Пан и Атлас, то был озадачен. Спутники были похожи на летающие тарелки диаметром около 30 километров. Особенности рельефа (объект опоясывает нечто вроде горного хребта) дали повод для шуточного сравнения с гигантскими пельменями. Мартин Рубин задался вопросом, как образовались эти специфические объекты. Вместе с коллегами он попытался получить ответ на этот вопрос.

Изначально астрономы предположили, что необычная форма спутников обусловлена мощными приливными силами Сатурна, притягивающими вращающиеся вокруг газового гиганта объекты. Спутники находятся достаточно близко к Сатурну, на расстоянии в два раза меньше, чем между Землей и Луной. Однако это не могло объяснить сложный рельеф небесных тел — тот самый «пояс».

Компьютерное моделирование показало, что спутники были сформированы в результате столкновений между небольшими космическими объектами и их последующим слиянием. Исходя из текущей орбиты спутников, исследователи смогли оценить, что скорость тел при ударе составляла порядка 10 метров в секунду. При этом столкновение должно было быть практически лобовым: даже при угле в 10 градусов форма нового объекта была слишком нестабильной и разрушалась под влиянием приливных сил Сатурна.