Облака Венеры могут помочь ответить на вопрос о существовании жизни за пределами Земли. Международная группа ученых под руководством специалистов из Висконсинского университета в Мадисоне (США) пришла к выводу, что химические и физические свойства верхних слоев атмосферы Венеры могут быть пригодны для существования микроорганизмов. Впервые подобная идея была озвучена американским биофизиком Гарольдом Моровитцем (Harold Morowitz) и астрофизиком Карлом Саганом (Carl Sagan) еще в 1967 году, позднее она была поддержана рядом планетологов.

Фото №1 - Есть ли жизнь на Венере

Авторы нового исследования обратили внимание на темные участки в облаках Венеры, не пропускающие свет. Спектроскопические наблюдения показали, что эти «пятна» состоят из концентрированной серной кислоты и других неизвестных поглощающих свет частиц, что навело ученых на мысль о микроорганизмах со светопоглощающими свойствами — такие известны ученым на Земле.

Обнаруженные с помощью зонда «Акацуки» участки хорошо заметны в ультрафиолетовом спектре; они постоянно меняют форму и контраст, сохраняются в течение нескольких дней, а составляющие их частицы похожи по размерам на некоторые земные бактерии. Ученые отмечают, что увиденное похоже на цветение водорослей, которое можно наблюдать в водоемах Земли.

Определить, относятся ли частицы к органической жизни, невозможно без получения образцов из атмосферы Венеры. Не исключено, что это станет возможным уже через несколько лет: Роскосмос совместно с НАСА планирует отправить к Венере автоматическую межпланетную станцию «Венера-Д».