Команда историков под руководством специалистов из Кембриджского университета (Великобритания) проанализировала данные, полученные в ходе исследования ледников и годичных колец деревьев, чтобы определить дату последнего крупного извержения вулкана Эльдгьяу в Исландии. По мнению исследователей, катаклизм мог способствовать распространению христианства среди жителей острова.

Фото №1 - Что заставило исландцев принять христианство

Ученые обнаружили в гренландских ледниках вулканические осадки от извержения Эльдгьяу. Это позволило установить точную дату события: извержение началось весной 939 года и продолжалось примерно до осени 940 года. Таким образом, первые поселенцы, начавшие прибывать на остров в 874 году, могли стать свидетелями этого события. Вулканических пепел распространился над всей территорией Европы, о чем свидетельствуют хроники тех лет. На уменьшение количества солнечного света также указывает состояние годичных колец деревьев. По данным специалистов Женевского университета (Швейцария), средняя температура летом 940 года была на 2 градуса по Цельсию ниже нормы в Центральной Европе, Скандинавии, а также в Канадских Скалистых горах, на Аляске и в Центральной Азии.

Для недавно образовавшейся колонии в Исландии последствия извержения могли быть разрушительными, а жителей ждали голодные годы. Ученые считают, что в одной из самых известных эпических песен «Старшей Эдды», «Прорицание вёльвы», содержатся намеки на крупное извержение вулкана.

Солнце померкло,
Земля тонет в море,
Срываются с неба
Светлые звезды,
Пламя бушует
Питателя жизни,
Жар нестерпимый
До неба доходит.

Считается, что исландская поэма была создана во второй половине X века, на рубеже языческой и христианской эпох. Воспоминание об извержении, а также толкование поэмы как пророчества о гибели языческих богов и прихода единого бога, могло ускорить христианизацию Исландии.