Фото №1 - Астронавты NASA полетят на «Союзах»

Американское космическое агентство NASA будет покупать у России услуги по доставке астронавтов на борт МКС, если частные компании не смогут справиться с этой задачей после завершения программы шаттлов в 2010 году, сообщает Associated Press.

В 2006 году агентство выделило около $500 млн стартового капитала двум частным компаниям, SpaceX, создающей ракеты Falcon , и Rocketplane Kistler, на разработку нового космического корабля с возможностью полета до МКС. Предполагалось, что средства будут выделяться равными долями в течение пяти лет. Однако в прошлом году получив деньги от NASA, Rocketplane не смогла затем привлечь средства из других источников, и агентство прервало контракт с ней. Сейчас NASA проводит новый тендер, победитель которого получит оставшиеся $173 млн.

Между тем, шаттлы прекращают летать в 2010 году, а космические корабли «Орион», разрабатываемые собственно NASA, впервые полетят на орбиту только в 2014 году. Приостановить полеты шаттлов после 2010 года было решено после соответствующей рекомендации комиссии, расследовавшей катастрофу шаттла «Коламбия» в 2003 году. В декабре прошлого года конгрессмен США Дэйв Уэлдон (Dave Weldon) предложил NASA продолжить эксплуатировать шаттлы после 2010 года , считая риск оправданным.

Конечно, космическое агентство предпочло бы воспользоваться услугами отечественных компаний, говорит заместитель руководителя NASA Шана Дейл (Shana Dale). Однако, хотя мысль, что у США не будет другого выхода, как обратиться за помощью к России, и неприятна, в NASA рады, что русские выступают их партнерами и что в России есть подобные возможности, подчеркивает она.

До конца текущего года NASA намерено запустить пять шаттлов. Сейчас ко взлету с космодрома на мысе Канаверал готовится «Атлантис», старт которого уже несколько раз откладывался. Есть вероятность, что плохая погода помешает запуску челнока и на этот раз.