Новая Зеландия когда-то была домом гигантских черных лебедей, которые вымерли в XIII веке, когда сюда прибыли люди из Полинезии. Упоминание о птице встречается в новозеландском фольклоре.

Фото №1 - Подтверждено существование мифического лебедя

Существование доисторического новозеландского лебедя давно вызывает споры. Легенда мориори, коренных жителей архипелага Чатем, повествует о гигансткой птице поува (Poūwa) . Некоторые палеонтологи предположили, что речь идет об австралийском черном лебеде (Cygnus atratus) , который иногда летает через Тасманово море, но это оказалось не так.

Исследователи проанализировали ДНК 47 современных австралийских черных лебедей и останков 39 древних птиц. Многие окаменелости были обнаружены на острове Чатем, в 650 километрах к юго-востоку от основной части Новой Зеландии. Генетический анализ показал, что около 1–2 миллионов лет назад произошло разделение Cygnus atratus и более крупного сородича. Впоследствии черные лебеди мигрировали в Новую Зеландию и эволюционировали здесь в новый вид, названный поува.

Поува были на 20–30 % тяжелее современных австралийских черных лебедей и весили около 10 килограммов. У птиц были длинные ноги и довольно короткие крылья, которыми они пользовались крайне редко. Впрочем, в этом не было особой нужды — на острове не обитали хищники-млекопитающие, а главными врагами лебедей были орлы.

Начавшаяся в 1280 году колонизация Новой Зеландии считается главной причиной исчезновения поува, которые окончательно вымерли около 1450 года. Помимо охоты и изменения среды обитания, птицам могли навредить прибывшие с поселенцами крысы. В 1860 году европейцы привезли сюда известных до сегодняшнего дня австралийских черных лебедей (Cygnus atratus) .