Ученые из Колорадского университета в Болдере (США) сравнили содержание технического углерода, или сажи, в атмосфере по всему миру, включая Антарктиду, Арктику, Гималаи, Скалистые горы, Анды и Альпы. Несмотря на то что концентрация вещества в разных регионах существенно различается, даже в снежных районах, где практически не наблюдается деятельности человека, обнаруживается его заметное количество.

Технический углерод в большом количестве содержится в промышленных выбросах. Это похожее на сажу вещество образуется в результате горения ископаемого топлива и переносится на большие расстояния ветром. Черные частицы углерода поглощают больше тепла, чем белый снег. Изучение концентрации технического углерода важно для прогнозирования таяния ледников.

Ранее ученые исследовали содержание сажи в районах с близлежащими источниками выбросов, например вблизи угольных шахт на острове Шпицберген (Норвегия). Теперь специалисты задались вопросом, есть ли технический углерод в отдаленных районах. Оказалось, что сажеподобное вещество можно обнаружить во всех уголках планеты. Например, ледники Гренландии содержат следы копоти от лесных пожаров на севере Канады. Возможно, частицы техуглерода попали туда с талыми водами.

Фото в анонсе: David Levenson / Stringer / Getty Images