Галапагосские острова известны тем, что здесь обитает большое количество уникальных животных, в том числе галапагосский баклан — единственный представитель семейства баклановых, не умеющий летать. Специалисты из Калифорнийского университета (США) нашли ответ на вопрос, почему крылья этих морских птиц слишком коротки для полета. Причина кроется в генетической мутации, которая роднит галапагосских бакланов с людьми, страдающими редкими нарушениями развития скелета.

Фото №1 - Найдено объяснение неспособности галапагосских бакланов летать

В отличии от пингвинов, страусов, киви и других птиц, лишившихся возможности летать более 50 млн лет назад, галапагосские бакланы (Phalacrocorax harrisi) потеряли эту способность всего 2 млн лет назад. Команда ученых собрала более 20 тыс. образцов крови галапагосских обитателей и сравнила их с ДНК других баклановых: ушастым (Phalacrocorax auritus) , беринговым (Phalacrocorax pelagicus) и бигуанским бакланами (Phalacrocorax olivaceus) .

У галапагосских бакланов специалисты обнаружили с десяток мутировавших генов, которые связаны с нарушениями развития скелета. Похожие изменения в геноме людей связаны с развитием цилиопатии — ряда генетических заболеваний, которые среди прочего приводят к деформации черепа, укорочением конечностей и ребер. Одним из примеров цилиопатии является синдром Сенсебреннера, при котором наблюдается мутация гена Ift122 . Аналогичные изменения обнаружены в геноме бакланов.

Еще одним виновником неспособности этих птиц летать назван ген Cux1 , отвечающий за производство цилий — одного из компонентов клетки. Поскольку галапагосские бакланы имеют короткие крылья и необычайно маленькую грудину, исследователи подозревают, что именно обнаруженные мутации в генах Ift122 и Cux1 заставили птиц «отказаться» от полетов.

Пока это лишь гипотеза, которую можно подтвердить с помощью технологий генного редактирования CRISPR . Ученые отмечают, что идеальным экспериментом стало бы создание летающих галапагосский бакланов или нелетающих бакланов другого вида, в ходе которого можно было бы проследить за мутациями в генах и развитием крыльев.