Принято считать, что верхняя граница биосферы (заселенной живыми организмами оболочки Земли) находится на высоте 15-20 км. Госкорпорация «Роскосмос» предлагает пересмотреть это определение. Исследования, проведенные на орбите Международной космической станции (МКС), доказали существование жизнеспособных спор и фрагментов ДНК микроорганизмов на высоте около 400 км.

Фото №1 - В Роскосмосе пересмотрели границы биосферы

В период с 2010 по 2016 год институт «Роскосмоса» команда ЦНИИмаш совместно с учеными других ведущих научных учреждений России провела ряд экспериментов, в ходе которых в том числе были собраны 19 проб космической пыли с поверхности МКС. В полученных образцах были обнаружены бактерии родов Mycobacteria и Delftia , семейства Comamonadaceae . На Земле бактериопланктон Mycobacteria можно обнаружить, например, в Баренцевом море.

В экспериментах разных лет также были выявлены фрагменты ДНК бактерий, близких по структуре к образцам с острова Мадагаскар. Помимо этого, в образцах обнаружены ДНК растительных геномов, архебактерий и грибов Erythrobasidium и Cystobasidium . По мнению ученых, геохимический состав космической пыли на высоте 400 км над поверхностью Земли позволяет говорить о существовании «ионосферного лифта» — переносе аэрозольного вещества из тропосферы на высоты ионосферы.