В Бенгальском заливе, расположенном в северо-восточной части Индийского океана, замечена ранее неизвестная ученым «мертвая зона».

Фото №1 - В Индийском океане обнаружена «мертвая зона»

Морские «мертвые зоны» практически не содержат кислород и неспособны поддерживать жизнь большинства живых организмов. Здесь обитают особые микроорганизмы, поглощающие азот. Подобные участке ранее были обнаружены в Атлантическом океане.

Исследователям также было известно о существовании «мертвых зон» у западных берегов Северной и Южной Америки, у берегов Намибии и у западного побережья Индии в Аравийском море.

По оценкам специалистов, площадь обнаруженного участка в Бенгальском заливе — 60 тысяч квадратных километров, глубина — от 100 до 400 метров. Обнаружить и изучить его международная команда ученых смогла благодаря новой технологии зондирования. Содержание кислорода в водах залива почти в 10 тысяч раз меньше, чем в воздухе у поверхности океана.

«Бенгальский залив уже давно представляет собой загадку, поскольку стандартными методами удалось зафиксировать недостаток кислорода. Но здесь нет никаких признаков потери азота, как в других «мертвых зонах» Мирового океана», — говорит ведущий автор исследования Лора Бристоу.

По мнению ученых, в Бенгальском заливе уничтожение азота микроорганизмами происходит крайне медленными темпами. «Сложилась весьма странная ситуация: здесь существуют микроорганизмы, которые готовы устранять азотные соединения, но небольшое количество кислорода мешает им делать это в нормальном объеме», — добавляет Бристоу.

Расширение «мертвых зон» в водах Мирового океана связано с изменением климата на планете. Однако пока ученые не могут сказать, как глобальное потепление отразится на Бенгальском заливе. Возможно, это приведет к устранению следов кислорода и активации микроорганизмов, поглощающих азот.

Ученые напоминают, что побережье Бенгальского залива заселено весьма плотно, и население активно использует азотные удобрения, которые затем попадают в океан.